25.03.2011 00:07
Культура

В Москве открылась выставка "День печати"

Текст:  Сергей Савостьянов
Российская газета - Федеральный выпуск: №63 (5439)
Читать на сайте RG.RU

Для чего, вы думаете, существуют газеты, журналы, плакаты? Галерея "ПРОУН", которая сделала выставку "День печати", доказывает: прежде всего - для искусства. Коллажи Ольги Розановой и рисунки Кирилла Зданевича, эскизы для плакатов Густава Клуциса и Сергея Сенькина, книжные иллюстрации Александра Родченко, Варвары Степановой, Соломона Телингатера, объекты Сергея Параджанова и видео Роз Мортирер и Гэри Хилла, альбомы Ильи Кабакова, серии работ Вагрича Бахчаняна, Тимура Новикова, Дмитрия Пригова, Константина Батынкова тому отличное доказательство.

Но, разумеется, так было не всегда. Тема отношений слова и изображения имеет давнюю историю. Художник Виктор Пивоваров даже написал книжку "О любви слова и изображения". Впрочем, история, рассказанная на Винзаводе, скорее все же о другом - о любви печатного слова и вольного искусства. Их роман на рубеже XIX-XX веков многим казался мезальянсом, достойным сожаления. Что может высокое искусство найти в бульварной прессе? Кроме, разумеется, материала для обличений нравов. Но вначале кубисты, а вслед за ними футуристы и даже супрематисты начали вводить в свои коллажи обрывки газет, объявлений, строки лозунгов и стихов… Газета была знаком современной, бьющей через край жизни, не умещающейся в рамки картины. Да и чего греха таить, она влекла своим умением говорить с вульгарной толпой, грубой и неблаговоспитанной, которая любому музею предпочитала балаган. Поэтому шаг искусства в сторону газеты воспринимался как дерзкий, авангардный. Не зря Ольга Розанова, самая юная из "амазонок авангарда", свой коллаж вполне супрематического вида снабжает шрифтовой наклейкой "Искусство, будь впереди" (1918).

Материал публикуется в авторской редакции. Читать версию статьи из номера

Чуть позже союз печати и искусства выглядит уже счастливым законным браком. Художники партией мобилизованы и призваны. Они оформляют панно для выставок, плакаты, журналы и книги, как Густав Клуцис, Александр Родченко, Варвара Степанова, Сергей Сенькин… Эскизы их работ можно увидеть в "ПРОУНе". В этих работах не найти, конечно, той трогательной нежности, как в коллаже Виктора Уфимцева "Давид Бурлюк", где вырезанная из журнала фотография футуриста в шляпе-цилиндре плывет по голубым волнам почти детского рисунка, рядом - силуэт красного кораблика. Зато есть решительная поступь прогресса, которая дает себя знать даже в детских книжках. Например, о том, "Как Ленин проводил свободное время" (1931). Игра в городки в ней подана как прорыв в будущее. Печать и визуальные искусства идут рука об руку - почти как рабочий и колхозница в скульптуре Мухиной.

В середине века в этой дружной семье начинаются трения и выяснения отношений. Особенно, когда появились разногласия в понимании прогресса, прежде всего - социального. Искусство вспоминает о своем высоком призвании и происхождении и не отказывается от любой возможности посмеяться над недалеким партнером, претендующим на роль "народоводителя". Серия "Голая "Правда" (1975) Вагрича Бахчаняна визуализирует словесную метафору: на фоне газетной заметки из Мурманска расцветает новая Венера, явившаяся не из пены морской, а "прямо с грядки" (как гласит заголовок). В поединке с соцартом печатное слово заведомо проигрывает. Другое дело, что разбираться приходится не только с родственниками по печатной линии, но и с предшествующей традицией авангарда. Работа Юрия Аввакумова "Красная вышка" (конец 1980-х), в которой в сломанной архитектурной конструкции узнаваемы равно черты башни Татлина, Вавилонской башни и лагерной вышки, выглядит горьким признанием поражения утопического проекта.

Надгробием былой печатно-визуальной идиллии смотрится серия Дмитрия Александровича Пригова "Обрывки газет" (2000-2001). Клочки статей, заголовков и фото парят в пустоте листа, безымянные и тленные. Перед нами памятник тщеславию, минималистский натюрморт из клочков на вечную тему vanitas, напоминание о том, что и слово, и изображение - "все вечности жерлом пожрется", и одновременно - воздушная медитация, предлагающая погружение в пустоту.

Но пройдет и это. Смысл сотрется, и строки на старых страницах останется только как рябь фона. Его цвет станет просто краской, которую рачительная хозяйка пустит в дело. И чередующиеся параллельные полосы из печатных строк и зеленоватой краски превратятся у Алены Кирцовой в скупой северный пейзаж. Тот, в котором нет места пустым словам и смешным амбициям. Тот, где ночь и день поделили год, а море и суша - землю.

Собственно, это лишь один сюжет, предложенный выставкой. В экспозиции их гораздо больше. Но не хочется быть спойлером, раскрывая все тайны "Дня печати". Самое интересное всегда то, что вы находите сами.

Арт Актуальное искусство