31.03.2011 00:45
Экономика

До 1 мая пройдут испытания охранного оборудования в российском метро

До 1 мая пройдут испытания охранного оборудования в российском метро
Текст:  Татьяна Шадрина
Российская газета - Столичный выпуск: №67 (5443)
Читать на сайте RG.RU

Около 10 миллиардов рублей просит российская подземка дополнительно на обеспечение безопасности пассажиров от террористических актов.

До 2014 года восемь российских метрополитенов, где более 348 выходов и на 274 станциях, согласно комплексной программе по обеспечению безопасности, получат 12 миллиардов рублей. Если же прибавить еще 10, то выйдет 22 миллиарда. Такие цифры назвал вчера на брифинге заместитель министра транспорта Андрей Недосеков. В конце прошлого года хозяйствующие субъекты метро и железная дорога получили средства в рамках программы на безопасность. Метро было выделено 3,6 миллиарда рублей. Эти деньги не нужно было возвращать в бюджет, они перешли на 2011 год и, с учетом финансирования этого года, сумма на безопасность для подземки составила 5,6 миллиарда рублей. Тем временем в рамках программы выделяются субсидии регионам, в том числе на обеспечение безопасности на метро. Как раз в рамках названных сумм. Причем 95 процентов финансирует федеральный бюджет, а 5 процентов - регионы, уточнил Недосеков.

Уже полученные средства идут на создание и тестирование пилотных досмотровых зон на метрополитене. Речь идет о 46 станций столичной подземки, 14 - Санкт-Петербурга и по 1-2 станциях на других метрополитенах. Здесь стоит минимальный набор, в том числе рамки металлоискателя, взрывозащитные контейнеры. Недосеков уточнил, что в основном они установлены на пересадочных узлах, то есть на Кольцевой линии и где есть стыковка с железнодорожными вокзалами. По одной станции в двух российских столицах выбрано для тестирования полноценного комплекса. В Москве это станция метро "Охотных Ряд", а в Санкт-Петербурге - "Ладожская". Все требования к аппаратуре, включающие в себя в том числе и рамки, разработаны, сказал Недосеков.

Кроме систем видеонаблюдения, противодействия несанкционируемому доступу в технологические входы в метро, принято решение создать специальную кинологическую службу для подготовки собак, работающих в метрополитене.

На железной дороге на вокзалах устанавливаются рамки, но возникает вопрос, кто их будет обслуживать, а также проводить досмотр пассажиров. Минтранс уже внес свои предложения в правительство по расширению полномочий частных охранных структур, которым возможно дадут право досмотра пассажиров. Если правительство одобрит предложение минтранса, то ведомство внесет в правительство соответствующий законопроект, работа над которым уже идет. Ранее глава минтранса Игорь Левитин говорил о важности вопроса обслуживания технических средств досмотра. Он тогда напомнил, что пока представители полиции имеют право досматривать граждан, только если у них есть информация о возможном недобром замысле или о наличии запрещенных средств, например, взрывчатки. ЧОПам же фактически предлагается дать полномочия досматривать каждого входящего. Поэтому, по мнению министра, надо тщательно подходить к отбору людей, проводить с ними инструктаж, чтобы не вышло так, что набранные люди превратятся в тех, от кого пытаются оградить транспортные узлы.

Если говорить о создании единого органа, который бы отвечал за антитеррористическую безопасность на транспорте по аналогии с Америкой, то пока этот вопрос не решен, сказал Недосеков. Так, ранее он высказывал мнение, что такой орган нужно создать под МВД. Левитин тоже высказывался по этому вопросу, говоря, что после создания США под министерством национальной безопасности специальной структуры, обеспечивающей безопасность на транспорте, там не произошло ни одного теракта после 11 сентября 2001 года. Американские контролеры проявляют предусмотрительность и досматривают грузы, которые должны пересечь границу США еще в морских и воздушных портах отправления. В связи с этим можно напомнить, что пока вся безопасность на транспорте лежит на минтрансе. Инспекторы задаются вопросом, как поступать с безопасностью в вузах, магазинах и детских садах? Неужели за антитеррористическую безопасность здесь должны отвечать минздравсоцразвития и минкультуры?

Общественный транспорт Москва Столица Минтранс Московский метрополитен