Предоставляя сиротам жилье за казенный счет, государство столкнулось с необходимостью создать систему защиты предоставленной недвижимости.
Сирота без регистрации
В суде Орджоникидзевского района Перми начались предварительные слушания по уголовному делу о незаконных сделках с недвижимостью. Следователи отдела внутренних дел Орджоникидзевского района инкриминируют 33-летнему Дмитрию Первенцеву по крайней мере три эпизода, когда он добился от владельцев жилья отчуждения имущества. Одновременно уголовное дело на Первенцева по 159-й статье УК РФ "Мошенничество" завели следователи УВД Перми, также подозревая его в злоупотреблении доверием собственников недвижимости. Дмитрий официально нигде не работал, не был сотрудником риэлторской фирмы. В Ленинском районе Перми вместе с другим подозреваемым 35-летним Павлом Боталовым также провел несколько нечистых сделок.
Схема обмана достаточно проста: "черный" риэлтор входил в доверие к сиротам и предлагал выкупить комнату или квартиру, доставшуюся детям в наследство от родителей или полученную по государственному жилищному сертификату, за приличную сумму. В итоге же, после оформления сделки купли-продажи, сирота оставался без регистрации и всего с несколькими десятками тысяч рублей на руках.
Комната на окраине
Четырехкомнатные квартиры в новых высотках на самой окраине Орджоникидзевского района Перми по улице Делегатской спроектированы как будто специально под коммунальное заселение: двери изолированных комнат и кухни выходят в узкий длинный коридор. Часть квартир в этих домах власти отдали сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и оказавшимся после выпуска из детского дома без собственного жилья. Поэтому здесь почти все хозяева комнат - товарищи по судьбе.
- Коммуналка есть коммуналка, - говорит 27-летняя Настя Лазарева. - Один из соседей сдал свою комнату молодым парням, и те с шумом вваливаются домой далеко за полночь. Какой тут покой... По закону нам полагаются отдельные квартиры, но если уж селиться в комнатах, то лучше, чтоб соседи были знакомыми.
Впрочем, Настя готова терпеть - после выпуска она десять лет жила в социальных гостиницах и заводском общежитии. Теперь все-таки у нее есть собственное жилье, да еще в новом доме. Многие девушки после детдома стараются выйти замуж, чтобы побыстрей решить жилищный вопрос. Соглашаются и на гражданский, то есть юридически не защищенный брак.
Сироты так долго ждали получения собственного жилья, что даже не допускают мысли о его продаже, обмене. Да и у большинства пока что нет материальной возможности улучшить жилищные условия. Но кто-то все-таки становится жертвой обмана.
- У нас ходят слухи, что какие-то люди предлагают сделки: обменять, помочь сдать в аренду, - рассказывает Настя Лазарева. - Но я даже не открываю незнакомым людям двери.
Дом-тюрьма
В трехкомнатной квартире на Делегатской ныне пустует 15-метровая комната, которая была получена сиротой Сергеем Карпиковым. Но она ему не принадлежит - по документам ею владеют другие люди, и сделка уже прошла государственную регистрацию.
Вся история с продажей комнаты произошла на глазах соседей по этой коммуналке - семьи Трапезниковых, втроем живущих в комнатке площадью девять квадратных метров. Татьяна и Андрей уговаривали Сергея не общаться с подозрительными типами, которые представлялись риэлторами. Дельцы нашли слабые стороны Сергея и, похоже, превратили его в должника. По словам Трапезниковых, их сосед продал свою комнату всего за 23 тысячи рублей.
Затем Сергей чуть ли не сознательно пошел на кражу, чтобы кредиторы, они же риэлторы, от него отстали. Сейчас он сидит в пермском СИЗО, и со дня на день его должны этапировать к месту отбывания срока.
Почему Карпиков оказался легкой добычей, понятно - слабохарактерный, без образования, без семьи, да еще и пьющий. Скорей всего, 24-летний парень не понимал, что он теряет.
А вот почему пошла на сделку девушка, в числе прочих детдомовцев получившая комнату в Орджоникидзевском районе в 2009 году? Ее не заставляли силой подписать договор купли-продажи, просто Нелли (имя изменено) поддалась на обещания. До детского дома она жила с родителями в сельской местности и с тех пор мечтала о своем доме. Так называемые риэлторы предложили купить у нее комнату, а потом предоставить дом в поселке. По словам очевидцев, девушка потратила деньги на расплату по своим долгам, а дом не получила. Сейчас она скитается по подругам и снимает углы.
Психология потребления
Уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае Павел Миков официально заявил, что располагает фактами, когда риэлторы или вводят в заблуждение выпускников детских домов, или силой добиваются подписи в документах об отчуждении имущества. Он предлагает создать систему обязательного постинтернатного сопровождения сирот и детей, оставшихся без родителей.
Педагоги согласны, но с оговорками. Чрезмерный контроль и слишком длительное сопровождение может лишить сирот элементарных зачатков самостоятельности, умения адаптироваться в социальной среде, преодолевать обстоятельства. По мнению директора пермского детского дома N 3 Елены Лебедевой, сиротам важно осознавать: они уже получили из госказны огромный кредит в виде воспитания и образования, и иждивенческие установки могут сломать им жизнь.
- Я вижу проблему в том, что люди, выросшие на полном государственном обеспечении, не понимают ценности полученного даром. И вообще психология человека такова - он не ценит предоставленное ему бесплатно, если не приложил к этому усилий, - убеждена директор пермского детского дома N 3 Елена Лебедева. - Тем не менее, мы всегда помогаем своим воспитанникам составить заявление, консультируем их по юридическим вопросам. А для системы длительного постинтернатного сопровождения потребуются финансовые затраты. Да и сколько контролеров-опекунов не ставь, всегда найдется тот, кто поддастся соблазну.
Как оказалось, три года назад черные риэлторы время от времени предлагали руководителям социальных учреждений, как официальным опекунам, дать разрешение на сделки с недвижимостью воспитанников. Натолкнувшись на отказы, сегодня мошенники переключись на "обработку" самих сирот.
Справка "РГ"
Две тысячи детей-сирот стоят в очереди на получение жилья в Пермском крае. В последние два года ситуация с их обеспечением жильем начала меняться: в 2006-м получили ключи от жилья 360 сирот, в 2008-м и 2009-м - 548, в 2010-м - 360. В 2011 году бюджет Пермского края в два раза увеличит финансирование этой статьи расходов. По информации министерства социального развития, из регионального бюджета на эти цели планируется выделить 300 миллионов рублей. В 2010 году финансирование данной статьи расходов также было увеличено и составило 245 миллионов рублей, в том числе на исполнение судебных решений. В минсоцразвития края отмечают, что за два года (2010 и 2011-й) в Пермском крае планируется обеспечить жильем порядка 1,5 тысячи детей-сирот.
Михаил Гришанков, заместитель председателя комитета по безопасности Госдумы РФ:
- Проблема незаконного присвоения криминальными лицами жилья, полученного сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, проявилась во всех регионах России, где власти увеличили расходы бюджета на эти цели. В Госдуме сейчас находится законопроект, который запрещает в течение 10 лет продавать квартиры, предоставленные государством социально не защищенным детям. Документ вносит поправки в статью 57 Жилищного кодекса РФ и статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Необходимо определить срок запрета на сделки с жильем детей-сирот - пять или десять лет. То есть мы должны просчитать: какая норма позволит адаптироваться детям-сиротам и предотвратит мошеннические действия, приводящие к утрате права детей-сирот на жилые помещения. Сейчас законопроект находится в стадии обсуждения в комитетах. Если успеем провести процедуру согласований, то есть вероятность, что вопрос будет включен в повестку весенней сессии Госдумы РФ.
Павел Миков, Уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае:
- Выпускники интернатных учреждений - социальная группа, практически никак не защищенная от жизненных неурядиц. Круг их общения, как правило, ограничивается такими же не приспособленными к жизни в большом мире товарищами. Поэтому основные условия для нормальной социализации таких ребят - обеспечение качественного конкурентоспособного образования и трудоустройства. В детских домах и домах ребенка дети должны воспитываться так же, как в семье. При этом изменение подхода влечет за собой необходимость изменения СанПиНов и типовых положений в этих учреждениях. Необходимо ввести практику самостоятельного проживания в отдельных квартирах в выпускной год, организовать допрофессиональную подготовку воспитанников на предприятиях. Также надо законодательно закрепить обязательное лицензирование риэлторской деятельности, так как отсутствие госрегулирования в этой сфере привело к злоупотреблениям.
Министерство социального развития Пермского края, г. Пермь, Ленина, 51, тел. (342) 217-77-40.
Уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае, г. Пермь ул. Ленина, 51, каб. 232. Тел. (342) 217-76-70, 217-67-94.