В понедельник, 11 апреля, на следующий день после годовщины авиакатастрофы польского президентского самолета ТУ-154 в Смоленске, пройдет встреча глав двух стран Дмитрия Медведева и Бронислава Коморовского. Президент Польши рассказал в интервью газете "Выборча", что в последние двадцать лет побеждал тот, кто строил хорошие отношения с Германией, Россией, Литвой. "Стращать всегда легче, чем стремиться к единению и сотрудничеству народов", - считает Коморовский.
Президент Польши рассказал "Выборчей", чего он ждет от переговоров со своим российским коллегой:
"Стоит подчеркнуть значимость этого события. Впервые глава российского государства встретится с президентом Польши у могил польских офицеров, убитых НКВД. Но есть факты, которые произошли раньше, в том числе и непосредственно перед этим визитом. Российская сторона передала значительную часть документов следствия по Катыни, последние рассекреченные дела. Для нас это очень важно, так как это свидетельствует о прогрессе в установлении правды о Катыни, и одновременно - о том, что обещания, которые Дмитрий Медведев дал по этому вопросу во время похорон президента Леха Качиньского на Вавеле, выполняются. Мы, конечно, рассчитываем на полное рассекречивание документов.
Второе важное дело - это передача российской прокуратурой документов, относящихся к катастрофе ТУ-154, что поможет польской прокуратуре лучше провести расследование. И тут тоже стоит выразить надежду на передачу остальных необходимых материалов и доказательств.
Мы будем стремиться наиболее полно раскрыть всю правду о Катыни, а также к полной реабилитации жертв. Было бы неплохо обозначить общие задачи также в других областях, например в экономическом сотрудничестве или молодежном обмене. Так что я с удовлетворением передам президенту Медведеву информацию о том, что я подписал постановление о Центре польско-российского диалога и согласия".
Отвечая на вопрос журналиста Павла Вроньского, возможно ли окончательное закрытие "Катынского дела", Бронислав Коморовский сообщил:
"Думаю, что это возможно, потому что "Катынское дело" оказалось важным вопросом не только для поляков, но также и для русских. Ведь это позволит им лучше понимать собственную историю, порвать с наследством сталинизма. В России есть центры политической мысли, которые считают, что сложно разблокировать отношения Россия-Запад без однозначного избавления от негативного прошлого.
Важно, что польская решительность в борьбе за правду о катынском преступлении, почитание жертв - примером чего является возникновение трех кладбищ и еще одно сейчас создается в Быковни около Киева - подтверждают этот образ мысли. А это хорошо для Польши, России и Европы. Мы в этом процессе должны выказать не только решительность, но и деликатность и понимание. Я не психолог, не хочу вникать в мотивацию, но я глубоко убежден, что такого мнения придерживается и президент Дмитрий Медведев. Он понимает, что проблема Катыни лежит в основе польских страхов, боли, а также то, что это - ключ к польско-российским отношениям".
"Считаете ли вы, что президент Медведев - партнер, которому можно доверять?", - спросил Коморовского журналист.
"Определенно да. Наше сотрудничество я оцениваю позитивно. Последние месяцы показали, что он выполняет свои обещания, и все говорит за то, что для него имеют значение хорошие отношения с Польшей и глубокая модернизация России".
Павел Вроньски поинтересовался у президента, что будет с частями разбившегося самолета - действительно ли они станут частью памятника жертвам авиакатастрофы под Смоленском.
"Пока что мы с президентом Медведевым договорились, что общими усилиями достойно увековечим память о жертвах катастрофы на месте трагедии - на аэродроме в Смоленске. В ходе нынешней встречи будут раскрыты подробности этой инициативы. Я подтверждаю, что планируется международный конкурс на проект увековечения трагедии.
Когда остатки самолета будут в Польше, и прокуратура решит, что они уже не являются доказательством в деле, польское государство должно будет решить дальнейшую судьбу частей самолета. Я убежден, что нужно рассмотреть и вариант окончательного сохранения самолета, как части народной памяти".
P.S.
16 апреля в Варшаву приедут российские следователи. До конца месяца они будут участвовать в следственных мероприятиях, в частности, пообщаются с польскими чиновниками, занимавшимися организацией полета в Смоленск президента Леха Качиньского и остальных членов делегации. Также планируются беседы с военными, которые отвечали за подготовку самолета и экипажа.