В минувшую пятницу в Москве стартовал месячник "Чистый автомобиль". К грязным автомобилям сотрудники ГИБДД будут проявлять сейчас повышенное внимание, а за нечитаемый номер могут даже оштрафовать на 500 рублей.
Корреспондент "РГ" задался целью выяснить, легко ли в столице помыть автомобиль, а главное - сколько это стоит? Выяснилось, что по количеству моек Москва занимает 18 процентов от общероссийского показателя, то есть практически каждая пятая мойка расположена именно в Москве. В отчете, проведенном компанией "РБК. Исследование рынков", уточняется: здесь работают около двух тысяч автомоек с 6,4 тысячи постов, или 23 процента от имеющихся в стране. Тем не менее городу, где 3,8 миллиона автомобилей лишь официально зарегистрированы, этого количества моек явно недостаточно. На что, кстати, недавно обратил внимание мэр столицы Сергей Собянин. На оперативном совещании в мэрии он поручил префектурам найти дополнительные места для размещения автомобильных моек. "Надо сделать так, чтобы в городе их стало больше, а цены на них - доступнее, - подчеркнул мэр. - Пока что цены на мойки кусаются".
Как выяснил корреспондент "РГ", средняя цена только на помывку кузова авто водой со специальным шампунем в городе составляет 300 рублей (за такую цену моют машины эконом-класса, за авто премиального уровня, джипы придется, естественно, выложить намного больше). На первый взгляд вроде и небольшие деньги: ну что такое по нынешним временам 300 рублей? Один бизнес-ланч. Но, учитывая, насколько грязно в Москве, причем практически круглый год, (в отличие от той же Европы, например, где дороги настолько чистые, что машины всегда выглядят, словно только что из автосалона), на мойку заглядывать каждому автовладельцу приходится как минимум раз в неделю. Вот и умножим 300 рублей на число недель в году, получится больше 15 тысяч. Понятно, что зимой машину хорошо бы обрабатывать машину жидким воском, чтобы сберечь ее от агрессивной среды, создаваемой реагентами на дорогах. Каждая обработка - еще 100-200 рублей. А так как зима в Москве понятие растяжимое, воск потянет еще 3-5,5 тысячи. Итого - чистота автомобиля (заметим, только снаружи!) стоит минимум 20 тысяч в год.
За интерьер - плата отдельная. Самая дешевая операция - пропылесосить салон - стоит 200 рублей. Самая дорогая - химчистка. Она настолько дорога, что владельцы моек разбивают ее на детали. Химчистка, например, потолка, или дверей, или сидений стоит от 1000 до 1500 рублей. Автомойщики признаются, что москвичи эту услугу заказывают крайне редко: один из трех клиентов и то раз в год. Не скупятся разве что охотники, возвращаясь домой с трофеями, чтобы смыть следы азартной прогулки.
Несмотря на дороговизну, очередей на московских мойках не бывает разве что в дождь. Бывают, конечно, дни, когда вдруг нет ни одной машины. "Какой смысл мыть автомобиль, когда с неба поливает?" - рассуждают в такое время москвичи. А вот после дождя, как только выглянет солнце и лужи высохнут, народ вновь потянется к прекрасному, точнее, чистому автомобилю. В такую погоду на московских мойках начинается настоящий ажиотаж, в очереди легко проторчать не меньше пары часов.
Мойка в Зеленограде, которой я постоянно пользуюсь, немаленькая: за раз в два бокса умещается до 7 машин (это при том, что больше всего моек в Москве рассчитаны на одновременную помывку лишь двух машин), но желающих все равно оказывается больше. Та же картина в Москве. В окрестностях улицы Правды, где располагается наша редакция, за последнее время открылось уже около 10 моек, и все равно, когда ни приеду, всегда очереди.
Впрочем, те, у кого есть деньги, находят способы обойти их. Владелец одной промывочной конторы вспомнил забавный случай: "Как-то на нашу мойку подъехал клиент, уставший от ожидания, когда дойдет его очередь. Он предложил снять весь бокс на месяц, чтобы он всегда его ждал! Заявил: давайте договоримся, плачу 3 тысячи долларов, и бокс мой".
Между тем в европейских странах, где уровень доходов населения заметно выше, мойка стоит 4-5 евро, мойка с полировкой - 17 евро и кругом - большие автоматические автомоечные комплексы с пропускной способностью до 3,5 тысячи машин в сутки. Ну откуда же там взяться очередям!
Лидер общественного движения автомобилистов "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков признался, что очень рад был услышать об инициативе столичных властей организовать в городе как можно больше помывочных постов. "Машины в
Москве выглядят ужасно, - говорил Лысаков. - И не потому, что их владельцы грязнули. Просто у людей нет времени стоять часами. Да и дороговато. Знаете, в Краснодарском крае я видел очень любопытную вещь: мойки самообслуживания. Люди подъезжают, покупают специальный талон или расплачиваются по специальной карточке, потом берут в руки шланг, окатывают машину сначала пеной, потом смывают ее водой. Отъезжают, протирают. Стоит такое удовольствие чисто символически - рублей 30, если память не изменяет. Понятно, что в Краснодарском крае климат другой. Но почему хотя бы летом в столице не организовать нечто подобное?
Многие автовладельцы, насколько мне известно, с большей охотой сами бы мыли свои машины, будь для этого в городе условия". По мнению Лысакова, если автомоечный бизнес в столице получит развитие, польза от этого будет и городу, по дорогам которого двинется поток чистых автомобилей, и автовладельцам. Чем выше конкуренция среди предпринимателей, тем ниже цены. "До сих пор в Москве самым сложным было получить землю для строительства дополнительных автомоек. Сейчас мэр поручил профильному департаменту решить этот вопрос, будем надеяться, что это будет выполнено", - сказал Лысаков.
Справка "РГ"
Автомоечный бизнес зародился в Москве в начале 1990-х. До этого граждане мыли сами свои машины или на автобазах, договариваясь с их руководством, иногда - на природе, у ближайшего водоема, но чаще всего просто во дворах. Первыми профессиональными и коммерческими автомойщиками можно, наверное, считать появившихся сразу после начала перестройки мальчишек с тряпками и ведрами вдоль набережных Москвы-реки и Яузы, предлагавших свои услуги "за пятерку".
По мнению экспертов рынка, мойка авто в наши дни - дело более прибыльное, чем, к примеру, автосервис. В среднем один пост за месяц может приносить до 10 тысяч долларов. При этом рентабельность моечного бизнеса обычно не ниже 30 процентов. Но может достигать 100 и выше процентов, ведь того же шампуня для помывки одного авто расходуется не больше чем на червонец.