На сайте Минобрнауки опубликован доработанный проект стандартов для старшей школы.
Напомним, это уже третий вариант проекта, который появился в результате всеобщего обсуждения (см. "РГ" от 22.03). По сравнению с первоначальным вариантом, общей и неизменной осталась идея - возможность выбора дисциплин и изучение их на разном уровне. А вот детали существенно изменились.
Например, вначале предполагалось, что в школах будет три предмета, которые школьникам предложат изучать на едином базовом уровне - физкультура, ОБЖ и "Россия в мире". Особняком выделялся "Индивидуальный проект", о котором в педагогической среде мало кто что понял. Если физкультура и ОБЖ в школах преподаются давно и с содержанием этих предметов все ясно, то что за дисциплина такая - "Россия в мире"? Противники стандартов сразу указали на то, что по этому предмету нет ни учебников, ни планов, и, главное, не ясно, чему и как учить детей? Не будет ли этот предмет дублироваться историей?
Теперь "Россия в мире" отнесли к "Общественным наукам", где так же значатся история, обществознание, география, экономика и право. Правда, стандартом оговорено, что преподаваться "История в мире" будет на интегрированном уровне, все остальные дисциплины из этой области - на профильном или базовом.
Если первый вариант стандартов был написан так, что позволял ученику вообще не изучать в старших классах русский язык, то сейчас это исключено. Каждый ученик обязан выбрать не менее одного предмета из областей "Филология" и "Математика и информатика", при этом русский язык и математика обязательны. Правда, для русского языка и литературы предусмотрены только базовый и профильный уровни, а для математики - интегрированный. Так же в обязательном порядке каждый ученик должен выбрать не менее одного предмета из областей "Естественные науки" и "Иностранные языки".
Что касается "Общественных наук", то школьники из этой области должны выбрать не менее двух дисциплин, включая "Россию в мире". Физкультура и ОБЖ выделены в отдельную предметную область, и, конечно, остались обязательными для всех без исключения. Всего в учебном плане будет 9-10 предметов, причем 3-4 из них придется изучать на профильном уровне.Количество предельно допустимой нагрузки за 2 года увеличено с 2520 часов (в первом проекте), до 2590 часов. Четко и внятно прописана обязательная и вариативная части учебного плана: 60% и 40%. Школы вправе предлагать ученикам, к примеру, такие дисциплины как "Астрономия", "Искусство", "Дизайн", "Технология", "Краеведение" и другие.
ЕГЭ, по-прежнему, остается. Но в обязательном порядке сдавать его придется не по двум предметам, как сейчас, а по трем - добавляется иностранный язык. А вот по другим дисциплинам возможен традиционный выпускной экзамен. Стандарт дает возможность школьникам самим выбрать - в какой форме сдавать остальные дисциплины. Но как бы там ни было, больше шести экзаменов в виде ЕГЭ сдавать не разрешается. При этом, учитывая, что дисциплины в школе будут преподаваться на разном уровне, ученик будет иметь право выбрать уровень тестов - базовый или профильный по всем учебным предметам, а также интегрированный по курсу "Математика и информатика".
В новом проекте стандартов подробно описан план внеурочной деятельности, который составляет само учебное заведение. Школам разрешается использовать возможности учреждений дополнительного образования детей, в том числе, на основе государственного или муниципального заказа. Учителям придется повышать квалификацию не только очно, но и дистанционно - не менее 108 часов и не реже одного раза в пять лет.
Финансовые гарантии государства распространяются на:
- обязательную часть учебного плана
- часть плана, формируемую участниками образовательного процесса
- выполнение индивидуального проекта
- внеурочную деятельность.
Кому дадут бюджетные средства на образовательную деятельность?
- государственным и муниципальным государственным учреждениям
- негосударственным, но имеющим госаккредитацию ( по нормативам финансирования, иными словами, минимум для обеспечения стандартов).
Местные органы власти:
- должны обеспечить бесплатный подвоз учеников к образовательному учреждению
- имеют право выделять из местных бюджетов средства на доплаты учителям, покупку учебников, учебных пособий, технических средств обучения.
Александр Кондаков, управляющий директор издательства "Просвещение", руководитель группы разработчиков новых школьных стандартов:
- Проект, который появился на сайте минобрнауки, серьезно доработан. Упрощен и отредактирован текст, учтена региональная и этнокультурная составляющая. Существенно переработаны правила формирования учебного плана. В предметной области "Филология" выбирается не менее одного предмета при обязательном выборе на базовом или профильном уровне курса "Русский язык и литература". Мы отказались также от курса "Русская словесность", его не будет. В области общественных наук тоже изменения. Теперь в него входит курс "Россия в мире" - раньше он рассматривался самостоятельно. И здесь изучается уже не менее двух предметов, при обязательном выборе интегрированного курса "Россия в мире". "Математика и информатика" - в этой предметной области выбирается не менее одного предмета, при обязательном выборе базового или профильного курса математики или интегрированного курса "Математика и информатика". Из области "Естественные науки" выбирается не менее одного предмета на нужном уровне. Выделена отдельная предметная область - "Физическая культура и ОБЖ", где выбирается не менее двух предметов.
Появились новые разделы в проекте стандартов: "Государственная итоговая аттестация" и "Кадровые условия". Теперь мы четко выдвигаем требования к тому, что должен уметь и какими знаниями обладать учитель старшей школы. Устанавливается три обязательных экзамена в формате ЕГЭ: русский и литература, математика и иностранный язык. Причем на том уровне, который выбирает ребенок - мы расширяем право выбора. Сейчас математика и русский сдаются всеми фактически на профильном уровне. Это неправильно. Предполагаю, что добавление в качестве обязательного ЕГЭ экзамена по иностранному языку вызовет вопросы. Но сделано это не случайно, а по итогам многочисленных дискуссий. Сегодня знание иностранного языка - удел не только конкурентоспособного человека, но и общества в целом. Многие родители обращают внимание на это.
Подготовила Мария Агранович