После выступления "РГ" (См. "Рынок зафонил" от 18.04.2011 г.) управление Роспотребнадзора по Приморскому краю наконец-то заявило о себе и выдало собственникам ввезенных из Японии машин со следами радиоактивного заражения предписания о проведении дезактивации.
В сообщении ведомства, размещенном на официальном сайте, говорится буквально следующее: "В адрес собственников автомашин выданы предписания о проведении дезактивации автотранспортных средств. В настоящее время автомобили находятся в зоне таможенного контроля на специально отведенных огороженных площадках, установлены знаки радиационной опасности. Для жизни и здоровья работников порта опасности данная техника не представляет".
Будут ли собственники проводить необходимые мероприятия - пока не ясно.
- Дезактивация, которая проходит в несколько этапов, довольно дорогостоящий процесс, - говорит генеральный директор компании, занимается утилизацией опасных отходов в Приморье. - Стоимость очистки одного кубометра может доходить до 200-300 тысяч рублей. Так что цена "помывки", которая может обойтись в несколько раз дороже самого автомобиля, ставит под вопрос целесообразность ее проведения.
По его словам, письменных заявок от частных лиц на очистку автомобилей не поступало, но интерес к процедуре собственники автомобилей проявляют. "Были звонки от представителей собственников "фонящих" машин. Мы им честно сообщаем, что процедура возможна, но стоит очень дорого, и если они на это согласны, мы готовы обсудить стоимость и перейти к работе", - добавил он.
Корреспонденту "РГ" удалось связаться с одним из владельцев зараженной нерастаможенной машины, попавшей "под арест" во Владивостокском порту. Автолюбитель заявил, что если ему, вернее, компании, которая привозила ему машины, не удастся сойтись в цене с "чистильщиками", то он вовсе откажется от машины.
Но если владельцы машин даже согласятся заплатить деньги, они все равно попадут в замкнутый круг. Проводить дезактивацию надо на спецплощадке, которой в порту нет. Вывезти машины за пределы порта, пока они находятся в статусе таможенного груза, нельзя. Нельзя также и растаможить опасный груз. Для этого необходимы соответствующие предписания таможенных органов и снова Роспотребнадзора. Но они по этому поводу продолжают молчать. Видимо, полагая, что проблема может решиться сама собой.
Дальневосточные таможенники разводят руками: раньше им не приходилось сталкиваться с таким количеством зараженных радиацией перемещаемых через границу товаров. Но несмотря на отсутствие опыта, порт и таможня сделали все в соответствии с инструкциями: "грязные" машины находятся "под арестом": площадка, где они стоят, огорожена забором и снабжена специальными табличками, сигнализирующими об опасности.
Между тем ситуация вокруг "фонящих" автомобилей, вызвавшая широкий резонанс, уже стала предметом обсуждения на встрече первого заместителя генерального директора Владивостокского морского торгового порта Михаила Чижмакова и вице-консула Японии во Владивостоке по политическим вопросам господина Кейсуке Сайто.
Последний заявил, что в других мировых портах, в частности европейских, не возникает проблем при прохождении японскими грузами таможенного досмотра, включающего радиационный контроль. По словам дипломата, министерство транспорта Японии при погрузке судов осуществляет жесткий радиационный контроль согласно с общепринятыми максимально допустимыми показателями радиоактивности.