На сайте Минобрнауки опубликован доработанный проект стандартов для старшей школы. Напомним, это уже третий вариант того самого проекта, который был вынесен для всеобщего обсуждения и вокруг которого разгорелись нешуточные страсти.
так, что появилось нового? Идея та же - возможность выбора дисциплин и изучение их на разном уровне. А вот детали существенно изменились. Например, вначале предполагалось, что в школах будет три предмета, которые школьникам предложат изучать на едином базовом уровне - физкультура, ОБЖ и "Россия в мире". Теперь "Россия в мире" отнесена к "Общественным наукам" и будет преподаваться на интегрированном уровне. Физкультура и ОБЖ остались обязательными для всех.
Первый вариант стандартов был написан так, что позволял ученику не изучать в старших классах русский язык, сейчас это исключено. Каждый ученик обязан выбрать не менее одного предмета из областей "Филология" и "Математика и информатика", при этом русский язык и математика обязательны. Правда, для русского языка и литературы предусмотрены только базовый и профильный уровни, а для математики - интегрированный. Также в обязательном порядке каждый ученик должен выбрать не менее одного предмета из областей "Естественные науки" и "Иностранные языки".
Что касается "Общественных наук", то школьники из этой области должны выбрать не менее двух дисциплин, включая "Россию в мире". Всего в учебном плане будет 9-10 предметов, причем 3-4 из них придется изучать на профильном уровне.
Количество предельно допустимой нагрузки за 2 года увеличено с 2520 часов (в первом проекте) до 2590 часов. Четко и внятно прописаны обязательная и вариативная части учебного плана: 60 и 40 процентов. Школы вправе предлагать ученикам, к примеру, такие дисциплины, как "Астрономия", "Искусство", "Дизайн", "Технология", "Краеведение" и другие.
ЕГЭ по-прежнему остается. Но в обязательном порядке сдавать его придется не по двум предметам, как сейчас, а по трем - добавляется иностранный язык. А вот по другим дисциплинам возможен традиционный выпускной экзамен. Стандарт дает возможность школьникам самим выбрать - в какой форме сдавать остальные дисциплины. Но как бы там ни было, больше шести экзаменов в виде ЕГЭ сдавать не разрешается. При этом, учитывая, что дисциплины в школе будут преподаваться на разном уровне, ученик будет иметь право выбрать уровень тестов.
Качество преподавания в школах будут проверять по результатам, которые показывают ученики.
В новом проекте стандартов подробно описан план внеурочной деятельности, который составляет само учебное заведение. Школам разрешается использовать возможности учреждений дополнительного образования детей, в том числе на основе государственного или муниципального заказа. Учителям придется повышать квалификацию не только очно, но и дистанционно - не менее 108 часов и не реже одного раза в пять лет.
Александр Кондаков, управляющий директор издательства "Просвещение", руководитель группы разработчиков новых школьных стандартов:
- Проект, который появился на сайте минобрнауки, серьезно доработан. Упрощен и отредактирован текст, учтена региональная и этнокультурная составляющие. Существенно переработаны правила формирования учебного плана. В предметной области "Филология" выбирается не менее одного предмета при обязательном выборе на базовом или профильном уровне курса "Русский язык и литература". Мы отказались также от курса "Русская словесность", его не будет.
Появились новые разделы в проекте стандартов: "Государственная итоговая аттестация" и "Кадровые условия". Теперь мы четко выдвигаем требования к тому, что должен уметь и какими знаниями обладать учитель старшей школы. Устанавливаются три обязательных экзамена в формате ЕГЭ: русский и литература, математика и иностранный язык. Причем на том уровне, который выбирает ребенок, - мы расширяем право выбора. Сейчас математика и русский сдаются всеми фактически на профильном уровне. Предполагаю, что добавление в качестве обязательного ЕГЭ экзамена по иностранному языку вызовет вопросы. Но сделано это не случайно, а по итогам многочисленных дискуссий. Сегодня знание иностранного языка - удел не только конкурентоспособного человека, но и общества в целом. Многие родители обращают внимание на это.
Подготовила Мария Агранович