22.04.2011 00:50
Общество

Родители героически погибшего капитана год не могли оформить пенсию по утере кормильца

Родители героически погибшего капитана почти год не могли оформить пенсию по утере кормильца
Текст:  Наталия Вълкова Татьяна Тараканова
Российская газета - Столичный выпуск: №87 (5463)
Читать на сайте RG.RU

Родители погибшего во время несения военной службы гвардии капитана Алексея Михайловича Павленко пришли в военкомат с просьбой оформить пенсию по утере кормильца. В ответ им предложили самостоятельно заняться розыском необходимых для начисления пенсии документов.

Большая беда в семью Павленко из Оренбурга пришла 6 июля прошлого года. О том, что у них больше нет сына, Александра Павловна и Михаил Михайлович узнали из телефонного звонка из военной части, где он служил: "Алексея Михайловича мы не смогли уберечь", - сообщил служивый, имени которого родители и не запомнили.

- Сердце оборвалось, - утирая покатившуюся слезу, говорит Александра Павловна.- Через несколько дней мы Лешеньку ждали в отпуск в Оренбург...

А затем услышали и выпуски новостей. Диктор недрогнувшим голосом рассказал всей стране о том, как на полигоне под Волгоградом офицер-контрактник своим телом защитил солдата-срочника от взрыва гранаты ("Российская газета" писала о гибели командира разведроты 56-й десантно-штурмовой бригады, гвардии капитана Алексея Михайловича Павленко в номере от 9 июля 2010 года).

В то утро солдаты отрабатывали на полигоне в Камышинском районе технику метания боевых гранат. Одна из них, неловко брошенная 23-летним рядовым Петром Перетой, упала обратно в окоп. Алексей Павленко среагировал на ЧП за доли секунды. Он сперва пытался выпихнуть солдата из окопа, а потом и накрыл его своим телом. Распорядись судьба иначе, жертв могло быть много больше. А так после взрыва гранаты рядовой-неумеха уцелел, а вот его командир скончался по дороге в госпиталь.

С того страшного дня прошло десять месяцев. Все это время родители капитана Павленко безуспешно пытались получить из военной части N74507, где служил их сын, документы: итоги расследования гибели Алексея и заключение военно-врачебной комиссии, которые доказывают, что смерть произошла во время несения военной службы. Без этих бумаг супруги Павленко, состарившиеся в один миг, не могут оформить пенсию по утере кормильца.

Павленко - обычная рабочая семья, проживающая в стандартной квартирке, где теперь пусто без Алексея. В зале стоит его портрет в траурной рамке, парадная фуражка, всегда лежат цветы, иконы и горят свечи. Появилась группа в "Одноклассниках" под названием "Памяти Алексея Павленко", которую заполняет отец и общается с друзьями сына, собирая по крупицам фотографии и видео в память о нем.

- Я до сих пор места себе не нахожу, все переживаю, как такое могло случиться, почему его не уберегли... Его в самом начале службы - юного, неопытного отправляли в Чечню груз сопровождать, в разгар военных действий 2000 года, он выжил. А в мирное время погиб, - не переставая, плачет мать.

Александра Павловна первое время как на работу ходила в оренбургский военкомат. Однако сделав несколько безуспешных запросов в Камышинскую часть, его сотрудники равнодушно бросили матери вслед - "ищите документы в частном порядке".

Для того, чтобы ехать больше чем за тысячу километров, искать военную часть и требовать, что положено по закону, и то, что армейские должны отдать им со словами скорби и благодарности, у Александры Павловны и Михаила Михайловича нет ни сил, ни средств.

- Мы не знали, куда еще обращаться. Вокруг нас образовалась глухая стена равнодушия, - в слезах говорит безутешная мать.

Их сын, выпускник Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища, с детства мечтавший стать военным и серьезно готовившийся к службе в армии, отдал родине долг сполна. Алексей Павленко служил в армии двенадцать лет, шесть раз был в горячих точках, с гордостью носил на праздничном кителе орден Мужества и орден Святого Георгия. Родители научили сына защищать родину, а кто теперь защитит их?

"Российская газета" обратилась с просьбой помочь родителям погибшего капитана к начштаба военной части N 74507 Виталию Асташову. На следующий день он кратко сообщил "РГ":

- Дано поручение связаться с родителями и выслать необходимые бумаги в Оренбург.

На вопрос, почему на это несложное действие потребовалось несколько месяцев, ни он, ни другие военные отвечать не хотели. Как, наверное, не хотят и знать, что пенсию родителям, потерявшим сына, начислят только с момента получения документов.

К сожалению, случай Павленко хоть и самый громкий, но далеко не единственный. Только за последние восемь лет суды Волгограда и области рассмотрели более полутора сотен дел, истцами в которых выступали родители погибших военнослужащих. Лишь с помощью суда многим из них удалось доказать армейским чиновникам свое право на пенсию, на коммунальные льготы или попросту побудить равнодушных носителей погон найти или восстановить утерянные документы.

Хотя родители погибших солдат-срочников и контрактников формально защищены федеральным законом о статусе военнослужащих, который обязывает командира части заботиться о социальной и правовой защите своих подопечных и их семей,

- И командир военной части в Камышине явно нарушил этот закон, - говорит председатель общественной организации "Материнское право" Нина Пономарева. - Кроме того, сотрудники части обошли и принятый в Российской Федерации порядок рассмотрения обращений граждан, который требует дать ответ на любое письмо в месячный срок. И после двух обращений, оставшихся без ответа, военкомы Оренбурга обязаны были обратиться с требованием разобраться в ситуации в военную прокуратуру Камышинского гарнизона.

Порой, правда, дело не только в наплевательском отношении военкомов. Бывает, что тормозом выступают федеральные и местные законы, прописанные так, что позволяют каждому ведомству - Пенсионному фонду, фонду соцстраха, военкоматам - трактовать их по- своему. "И тогда людям, которым Родина должна сказать "спасибо", ничего не остается, кроме как вступать в судебные процессы, - добавляет Нина Пономарева.

Когда эта публикация уже была готова к печати, семья Павленко, наконец-то, получила по почте заключение военно-врачебной комиссии, материалы расследования гибели контрактника. (Сдержал все-таки слово начштаба военной части N 74507 Виталий Асташов.)

Вместе с ними получен и первый официальный ответ от военных за подписью помощника военного прокурора Камышинского гарнизона С.Н.Бренько, где признается допущенный факт волокиты.

Оказалось, что документы были готовы еще в сентябре 2010 года, их лишь "забыли" выслать - один военный начальник поручил "исполнить поручение" подчиненному, который, в свою очередь, перепоручил нижестоящему по званию. Так и заволокитили...

За что командиру части вынесено представление, сообщает помощник военного прокурора Камышинского гарнизона. Можно сказать, вопрос решен. Родители капитана рады.

- Теперь мы хотя бы точно знаем, что произошло с Лешенькой, - говорит Александра Павленко.

Но все-таки один вопрос мучает: неужели у российских отцов-командиров настолько бумажные души? Ведь никто из офицеров и не подумал извиниться перед пожилыми родителями сына, с которым они служили и который погиб, совершив героический поступок.

Соцзащита Оренбург Волгоград Юг России Средняя Волга