26.04.2011 00:00
Авто

Старейший в России автогигант ЗИЛ находится на грани закрытия

Старейший в России автогигант - на грани закрытия
Текст:  Любовь Проценко
Российская газета - Столичный выпуск: №89 (5465)
Читать на сайте RG.RU

Старейший в России автогигант - завод им. Лихачева - находится на грани закрытия. Как заявил журналистам заммэра Москвы по вопросам экономической политики Андрей Шаронов, в скором времени предприятие может полностью прекратить производство автомобилей.

Над тем, как лучше дальше использовать территорию завода в Нагатинской пойме, сейчас работает рабочая группа экспертов. Одним из вариантов предусматривается, что и в будущем там останется промышленное производство. Причем "не факт, что это будет обязательно автомобильное производство", заметил Андрей Шаронов. Под нужды этого нового производства, по его словам, будет отведено не более 30-50 гектаров из нынешних 300. Остальные земли могут быть застроены жильем.

Большую часть долга по зарплате зиловцам уже выплатили, а к 15 мая он будет погашен полностью

Как пояснил корреспонденту "РГ" руководитель департамента науки и промышленной политики Москвы Евгений Балашов, пока на заводе производятся в основном пожарная техника и запчасти к зиловским грузовикам, которых бегает по миру великое множество. Окончательная концепция развития бывшей ЗИЛовской территории будет известна в течение двух ближайших месяцев. "В любом случае мы не допустим массовых увольнений занятых на ЗИЛе 6 тысяч рабочих", - подчеркнул глава департамента. Еще 6 тысяч рабочих трудятся в филиалах ЗИЛа, расположенных в Московской, Рязанской, Калужской и Смоленской областях.

Напомню, история ЗИЛа ведет свой отсчет с 1916 года. Столичные власти вплотную занимались заводом все последнее десятилетие, потратив на его поддержку немало средств из бюджета столицы. Спасению предприятия это не способствовало, оно находится на грани банкротства, сообщил недавно на встрече с профсоюзами мэр Москвы Сергей Собянин. Имея проектную мощность 200 тысяч автомобилей в год, в 2010 году ЗИЛ произвел всего 1,5 тысячи грузовиков.

В последние годы завод показывал миллиардные убытки, а задолженность по зарплате на нем достигла 200 миллионов рублей. "При этом руководитель предприятия ежегодно получал зарплату 250 миллиардов рублей, - возмущался Сергей Собянин. - Этих денег хватило бы с лихвой, чтобы покрыть всю задолженность. Подобное безобразие трудно где-либо найти". По мнению мэра, там "просто шла отмывка денег, с которой надо разобраться".

Новые столичные власти отстранили от руководства гендиректора Константина Лаптева, назначив на его место 36-летнего Игоря Захарова из "Ижавто". Далее начали выплату зарплат ЗИЛовцам. Как сообщил "РГ" Евгений Балашов, в настоящее время большая часть рабочих уже получили свои деньги, а до 15 мая будет погашен и долг всем остальным.

Останавливать ЗИЛ, и лишь потом решать его судьбу, по словам чиновника, никто не собирается. Дело в том, что три линии по штамповке деталей из металла, существующие там, работают на "Автофрамос" - совместное предприятие правительства Москвы и компании Renault. В отличие от самого ЗИЛа "Автофрамос" находится на подъеме и планирует к концу 2011 года выпустить вместо прошлогодних 87 тысяч легковых автомобилей 160 тысяч. Но если от ЗИЛа Москва намерена избавиться из-за его нерентабельности, то свою долю в размере 5,9 процента в пакете акций "Автофрамоса" столичные власти собираются выставить на продажу по другой причине. "Государство - неэффективный капиталист и потому оно выходит из чисто коммерческих проектов", - объяснил Евгений Балашов.

Остаться Москве и впредь столицей автомобильной России это не помешает, благодаря тому же "Автофрамосу", продукция которого пользуется все большим спросом.

Справка "РГ"

Еще раньше, в 2006 году, после длительных финансовых вливаний столичные власти также вынуждены были выставить на аукцион другой автогигант страны - АЗЛК. Находился он к тому моменту в плачевном состоянии, и все 54 здания продали, по мнению экспертов, почти за бесценок - за 212 миллионов долларов.

Легковые авто Москва Столица