На карте полыхающих стран Ближнего Востока снова прибыло. В Сирии, которая эпизодически протестовала с марта, теперь убивают ежедневно.
Самый кровавый день наступил в прошедший понедельник. Правительство ввело войска и тяжелую бронетехнику в мятежный город Деръа. По словам государственных СМИ, \"в ответ на просьбу местного населения защитить его от вооруженных банд и для предотвращения провозглашения эмирата салафитов на юге страны\". По данным сразу нескольких правозащитных организаций, в результате столкновений погибли 39 человек, ранения получили свыше 70.
При этом имам мечети аль-Омари - основного оплота повстанцев в Деръа - шейх Ахмед ас-Саясина заявил, что ни у кого из участников манифестаций нет при себе оружия. Следовательно, правительственные войска просто расстреляли мирную демонстрацию.
Сразу после ввода войск в Деръа сирийские власти решились и на другой беспрецедентный шаг. Они закрыли сухопутную границу с Иорданией, чтобы протестанты не смогли оперативно покинуть страну. В первую очередь это сделано, чтобы отловить всех зачинщиков восстания. Но, с другой стороны, на какое-то время этот запрет способен остановить миграцию, и так слишком сильно обострившуюся после ряда восстаний в странах Северной Африки.
Пока Сирию, Бахрейн и Йемен эта волна обошла стороной. Зато одну только Ливию, по данным, которые сообщил "РГ" глава пресс-департамента Международной организации по миграции Жан-Филипп Чауси, с начала вооруженного конфликта покинули более шестисот тысяч человек. Часть из них направляются в Египет, Нигер, Алжир, Чад и Судан. Однако самое популярное направление - это Тунис. Ливийско-тунисскую границу пересекли уже около трехсот тысяч человек. И 180 тысяч из них - это граждане третьих стран. Международной организации по миграции удалось устроить возвращение половины из них на родину - в Бангладеш, Египет, Вьетнам, Гану и другие страны.
Однако остальные беглецы из Ливии не горят желанием возвращаться на родину и стремятся в Европу. Они пытаются достичь берегов Мальты и Италии. Как "РГ" сообщили во флорентийском Консорциуме прикладных исследований по вопросам международной миграции, пока заветных итальянских берегов достигли 28 тысяч человек, но эта цифра, скорее всего, еще увеличится вдвое.
Чтобы как-то решить проблему, итальянские власти решили выдать им временный вид на жительство, что автоматически позволяет свободно перемещаться по Европе. Но поскольку большинство беженцев - граждане Туниса, носители языка бывшей метрополии Франции, они хотят перебраться в страну, где говорят на понятном наречии. Париж некоторое время блокировал поезда, следовавшие из Италии, но потом тунисцы стали перебираться на территорию Франции через горные перевалы. Парижу пришлось ограничения снять.
Тогда официальные лица стали сеять слухи о выходе Франции из Шенгенских соглашений. Их, впрочем, быстро развеяли, однако желание ограничить поток мигрантов во Франции, безусловно, есть.
Именно иммиграционный кризис стал главной темой итальянско-французского саммита в Риме. Сильвио Берлускони и Николя Саркози согласовали детали создания механизма временного закрытия границ для пресечения потока мигрантов. ЕС будет обсуждать эти предложения 12 мая.
Для глав Италии и Франции это магистральная проблема. Французские избиратели активно отворачиваются от Саркози в пользу лидера \"Национального фронта\" Марин Ле Пен. Одно из ее основных требований - полный отказ от Шенгенских соглашений. А Берлускони вообще состоит в альянсе с партией \"Лига Севера\". Если поток иммигрантов остановить не удастся, она угрожает выйти из коалиции и образовать автономный север Италии.
По мнению Чауси, единственным выходом из сложившейся ситуации станет активное сотрудничество Италии с Тунисом. Власти двух стран должны договориться об усилении контроля над лагерями беженцев и общих механизмах возвращения иммигрантов на родину.