В разгаре второй этап сплошного федерального статнаблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего бизнеса. Пообщавшись с переписчиками и предпринимателями, корреспондент "РГ" попыталась выяснить, какие сведения получат статистики и что скрывают от них коммерсанты.
Думали - соцопрос
К 1 апреля, когда в Ярославльстат должны были вернуться разосланные предпринимателям еще в феврале анкеты сплошного федерального статнаблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего бизнеса, о состоянии своих дел отчитались не больше трети коммерсантов. Ко второй декаде месяца процент откликнувшихся увеличился до 47,4 (владельцы малых предприятий) и 45,5 (индивидуальные предприниматели). Но и эти цифры далеки от желаемых.
Почему - отчасти выяснилось, когда с середины апреля начался второй этап переписи, с помощью специально обученных интервьюеров. Эти люди пошли по домам, офисам, торговым точкам с предложением, а порой и требованием заполнить наконец предлагаемые анкеты. Чем удивили немалое количество предпринимателей: оказалось, что до многих респондентов анкеты вовсе не дошли. Почему они не были доставлены по указанным адресам, статистикам выяснить не удалось. Почтовики уверяют, что свою работу выполнили в полном объеме, а проверить, так ли это, нереально.
Впрочем, те, до кого письма из Ярославльстата дошли, нередко бросали их в урну, не дочитав до конца.
- Я решил, что это какой-то очередной соцопрос, - рассказал индивидуальный предприниматель Сергей Г., - и даже вчитываться не стал, выбросил.
И так решил не он один. Позже, узнав через СМИ или как-то иначе о проходящей переписи, рассказывает главный специалист-эксперт группы по сплошным обследованиям Ярославльстата Ирина Лим, некоторые из невнимательных предпринимателей приходили и просили выдать им анкету повторно.
Письма в никуда
Чтобы бизнесменов не отпугивал процесс заполнения и отправки анкет, специалисты статуправления принимают ответы по телефону и через Интернет, приносят анкеты прямо на рабочие места и потом сами же их забирают...
25 специально подготовленных в Ярославской области интервьюеров обзванивают предпринимателей, которые вовремя не заполнили анкеты, и договариваются о встрече. Или, если нет телефона, идут по адресу, где зарегистрировано юридическое лицо. И нередко ничего там не находят: по бумагам фирма здесь значится, но ее работников отродясь никто не видел.
- Сталкиваемся с определенными трудностями, - признается руководитель Ярославльстата Владимир Ваганов. - При регистрации своего бизнеса предприниматели часто указывают юридический адрес, а не место фактического расположения предприятия. Поэтому нередки случаи, когда к нам приходят люди с пачкой конвертов и объясняют, что владеют складом или ангаром, и теперь к ним пришли 50 писем из управления статистики для 50 предпринимателей, которых здесь нет и никогда не было... Принцип регистрации у нас заявительный, то есть человек регистрирует предприятие, где хочет, и это создало для нас немалые проблемы.
В основном по этой причине в Ярославльстат вернулись нераспечатанными более тысячи писем, отправленных владельцам малых предприятий, и около четырехсот, предназначенных для индивидуальных предпринимателей. Вся эта корреспонденция адресатов не нашла.
Теперь их поисками заняты интервьюеры - и часто их труд напрасен. В одном только Угличском районе - своего рода бывшей офшорной зоне - статистики не могут отыскать около 480 предприятий. Немало из них зарегистрированы на территории бывшего часового завода "Чайка", но где они на самом деле - вопрос интересный.
Не верю
Перед интервьюером Ларисой Ивановой лежит перечень из ста тридцати фамилий и такого же количества адресов и телефонов - со всеми надо переговорить, всех убедить ответить на вопросы. Судя по пометкам на полях списка, работа уже проведена большая: "не найден", "позвонить вечером", "пьяный", "должен сам позвонить", "бывает дома до 14.00"... Время, за которое необходимо достучаться до каждого, пока есть - анкеты можно заполнять до 6 июня.
- Люди воспринимают визит интервьюера обычно нормально, спокойно отвечают на вопросы, с агрессией я пока не сталкивалась, - рассказывает Лариса Федоровна. - Но что бросилось в глаза: много предпринимателей прекратили свое дело, устроились на работу по найму. Не пережили кризиса.
Напротив их фамилий она ставит пометку "больше не работает".
Довод, что "данные о секторе малого и среднего бизнеса являются ключевыми для целенаправленной поддержки предпринимательства, реализации адресных государственных программ развития малого бизнеса и инвестиционных проектов", респонденты, в общем, к сведению принимают. Но часто с таким скепсисом, что становится ясно: если бы не штрафные санкции за отказ от заполнения анкеты или предоставление ложных сведений, они бы эти листы с вопросами даже разворачивать не стали.
- Вообще не понимаю, в чем смысл этой переписи, - недоумевает Николай, владелец небольшой строительной фирмы. - Я все данные посылаю в налоговую инспекцию, ну и взяли бы их оттуда. Ведь и статистикам люди не скажут больше, чем налоговикам. Я заполнил эту анкету, послал, но думаю, что мало кто рассказал о себе как на духу, все начистоту, потому что не знаешь, чем эта правда для тебя обернется. А если сведения не очень точные, какой в них смысл?
Пусть нас пересчитают
Ответственность за предоставление недостоверных сведений хоть и предусмотрена, да механизма их проверки, увы, нет. Сами статистики заниматься этим не в состоянии. К тому же бюджет сплошного предпринимательского статнаблюдения составляет всего около ста рублей в расчете на одного респондента. Два конверта, затраты на изготовление анкеты да почтовые расходы - вот и все, на что хватает этих средств.
Впрочем, откровенную ложь, говорят специалисты статуправления, можно увидеть, даже просто обрабатывая анкеты.
- Например, прислали нам их с одного вещевого рынка, - рассказывает руководитель отдела статистики труда, занятости и малого предпринимательства Ярославльстата Людмила Павленко. - И у всех в графе "объем выручки за 2010 год" указано 108 тысяч рублей. То есть люди просто показали наплевательское отношение и к переписи, и к нам, да и к себе тоже. На какую помощь от государства они тогда смогут рассчитывать? Вряд ли оно захочет развивать неперспективные виды бизнеса.
Несмотря на все сложности, статистики надеются все же на сознательность и заинтересованность бизнесменов. И, надо отдать должное, ответственные среди них встречаются. Особенно радует, говорит Людмила Павленко, когда они сами приходят или звонят.
- Да пусть нас пересчитают и обследуют, - согласна Марина, хозяйка магазина женской одежды в одном из ярославских торговых центров. - Я давно свою анкету отправила и не хитрила там, написала, как есть. Может, действительно польза будет. Я вот, например, уже "наелась" торговлей и давно думаю заняться чем-нибудь еще. Но чем - не знаю. Ну а теперь уже подожду результатов переписи. Узнаю, каким бизнесом выгоднее заниматься и что у нас еще плохо "окучено".
Кстати
По данным регионального статуправления за 2010 год, в Ярославской области работают около 28 тысяч малых предприятий и 36 тысяч индивидуальных предпринимателей. Основная сфера их деятельности - оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспорта, бытовой техники, строительство и операции с недвижимым имуществом.