16.05.2011 00:32
В мире

Корреспонденты "РГ" рассказывают о том, как за рубежом контролируются доходы госслужащих

Корреспонденты "РГ" рассказывают о том, как за рубежом контролируются доходы и расходы государственных служащих
Текст:  Ольга Дмитриева (Лондон)
Российская газета - Федеральный выпуск: №102 (5478)
Читать на сайте RG.RU

Заполнять декларацию не надо, а вот налоги все равно сдерут, и высокие.

До недавнего времени, покуда опустевшую госказну Соединенного Королевства не загнали в прокрустово ложе строжайшего режима экономии, находиться на государственной службе было для британца вполне резонно. Правда, средний годовой заработок простого служаки составлял, по данным на 2009 год, не слишком впечатляющую сумму в 22100 фунтов стерлингов (более 35 тысяч долларов США), но зато щедрых 22 процента от зарплаты своего сотрудника госучреждение отчисляло в его пенсионный фонд и тем самым гарантировало народному слуге безбедную старость.

Высокопоставленные госчиновники зарабатывают в Британии от 57 тысяч до 100 тысяч фунтов стерлингов в год. А есть и такие, чьи заработки превышают 150 тысяч. Их, согласно последнему списку, доступному для широкой публики на правительственном сайте, - 346 человек. Кто же это? Например, исполнительный директор Британской библиотеки. Эта дама зарабатывает, включая премиальные и представительские, примерно 155 - 159 тысяч фунтов в год. Главный правительственный советник по науке в должности Постоянного секретаря - до почти 170 тысяч фунтов. Примерно столько же - испольнительный директор Королевской почты и почтовых служб.

И хотя заработки даже госчиновников высокого ранга значительно меньше, чем у "частников" в лондонском Сити (в 2009-м без малого три тысячи служащих частных фирм Сити получили более 1 миллиона фунтов на брата ), зато положение госбюджетников считалось до последнего времени в Британии более стабильным и защищенным от всевозможных рыночных "цунами". Сегодня, правда, эта вера получила серьезную пробоину - пояса затянули именно госсектору.

Все доходы госчиновников, включающие зарплаты и премии, подлежат налогообложению. Налог в Британии не плоский, поэтому много зарабатывающие платят заметно больше, чем получающие мало. Налоговые отчисления производятся у госслужащих бухгалтерией их учреждения, и никаких деклараций о доходах заполнять посему не требуется. Если только у чиновника нет дополнительных доходов на стороне. Так за полученный книжный гонорар, платную лекцию или доход от сдачи дома в аренду требуется заплатить дополнительный налог, теперь уже самостоятельно заполнив налоговую декларацию и отправив ее в Налоговую и таможенную службу ее Величества.

Законы относительно уклонения от уплаты налогов едины для всех граждан Соединенного Королевства. Нет разницы, идет ли речь о госслужащем или о частном предпринимателе. В случаях серьезных нарушений неплательщик налогов предстанет перед судом и может быть приговорен к тюремному заключению. Но даже в куда менее серьезных случаях трудно будет избежать штрафа до 100 процентов от суммы налога.

Однако существуют и хитрые способы вознаграждения госчиновников их собственными учреждениями: получая дополнительные к основному заработку "бонусы", налоги с этих премиальных платить не требуется. В 2007-м в Британии разгорелся скандал, когда обнаружилось, что сотни госслужащих, отправленных в командировки в Ирак и в Афганистан, получили от министерства обороны дополнительные, не облагаемые налогом бонусы размером до 100 тысяч фунтов стерлингов годовых. Возмущение британской публики было тем более велико, что необлагаемые налогом "премии" работников пресс-служб, политических советников и администраторов, откомандированных в "горячие точки", оказались в четыре раза больше, чем премии военнослужащих, участвующих в боевых операциях. Столь явное завышение стоимости труда госчиновника в сравнении со смертельным риском, которым подвергали себя британские военные на передовой, многие сочли возмутительным.

Печальный опыт показывает, что британскому чиновнику решительно невыгодно нарушать закон и обходить служебные инструкции, предотвращающие финансовые злоупотребления. Чье-нибудь бдительное око - либо ревнивой оппозиционной партии, либо падкой до скандалов прессы - рано или поздно выведут виновника на чистую воду. Яркий тому пример - случай со служебной кредитной картой бывшего вице-мэра Лондона Иена Клемента. Выданная ему, как и прочим служащим, кредитная карта Visa была употреблена вице-мэром для покупки в супермаркете продуктов, оплату ремонта своего спортивного "Ягуара", а также на три ланча в ресторане с приятельницей, которую в финансовых отчетах вице-мэр обозвал деловым партнером. И хотя общая сумма не превысила трех тысяч фунтов, самим фактом злоупотребления денежками налогоплательщика мистер Клемент грубо нарушил правила Управления Большого Лондона, где написано, что использование чиновничьей кредитки в личных целях является правонарушением.

Между тем

Все эти прегрешения Иена Клемента были установлены следствием, когда проверку служебных расходов руководства лондонской мэрии затребовала фракция лондонских лейбористов. По слухам, в отместку за проигрыш кресла мэра консерватору Борису Джонсону Клемент предстал перед судом и был приговорен к трем месяцам условного тюремного заключения по статье "растрата государственных средств", а также к 100 часам общественных работ. В суде экс-глава города признал, что "не сумел вести себя согласно высоким стандартам своего учреждения". Как показывает практика, после судимости по такой статье найти мало-мальски приличную работу в Британии штрафнику практически не удается.

Великобритания