Подмосковная милиция назвала специально для сайта "РГ" районы области, где чаще всего угоняют машины. Автовладельцы должны быть наиболее осторожными на территории Балашихинского, Люберецкого, Красногорского, Мытищинского, Сергиево-Посадского и Химкинского районов.
По статистике, в число самых угоняемых марок входят "Мерседес" (первое место), "БМВ", "Ауди" и "Фольксваген". По данным ГУВД по Московской области, в 2010 году на территории Подмосковья было похищено 4658 транспортных средств. За год сотрудниками ГИБДД Московской области была обнаружена 41 автомашина, ранее похищенная за рубежом. А по каналам Интерпола на территории иностранных государств было обнаружено 11 машин, угнанных в Московской области. Из них семь авто нашли на Украине. Две машины обнаружили в Молдове и одну в Болгарии.
Тема автотранспорта, который стоит на учете Интерпола как похищенный, не теряет актуальности и сегодня. И тут на первый план выходят так называемые машины-двойники. Что это такое? Это машины, чьи идентификационные номера и регистрационные документы совпадают. Создаются такие машины-двойники преступниками для того, чтобы скрыть криминальное прошлое ворованного автомобиля. В случае повторного угона машина объявляется в розыск под новым идентификационным номером. Ввезенный в Россию легальным способом и проданный официальным дилером автомобиль оказывается вдруг числящимся в розыске по линии Интерпола. Автовладелец, будучи добросовестным приобретателем, в связи с тем, что его машина значится в базе данных разыскиваемых автомобилей, попадает в неприятную ситуацию.
Интересный случай, к примеру, произошел в Балашихе. Угнанную в этом районе Подмосковья машину одновременно обнаружили в Швейцарии и Казахстане. У обеих находок совпадал номер двигателя. Как оказалось, в Балашихе похитили машину с уже перебитыми номерами. Перебитые номера, по случайности, совпали с реальными. Выяснилось, в Швейцарии была "чистая" машина, а в Казахстане - наша, из Подмосковья.
Не исключено, что подобных совпадений в будущем может стать больше. Сыщики разных стран укрепляют связи по электронным каналам. Вся информация о похищенном автотранспорте содержится в базе данных Интерпола и передается через информационно-телекоммуникационную систему связи Интерпола (I- 24/7 ), которая функционирует 24 часа в сутки, семь дней в неделю.
В свою очередь НЦБ Интерпола России в режиме онлайн передает информацию об угнанных транспортных средствах за рубежом в базу данных ДОБДД МВД России, что позволяет сотрудникам милиции проверить автомашину на нахождение в международном розыске в кратчайшие сроки. В первую очередь при покупке авто покупателю необходимо найти возможность проверить данную машину по базе данных ДОБДД МВД России на угон. Желательно приобретать автомобиль не по генеральной доверенности, а чтобы прежний автовладелец снял авто с регистрационного учета в МРЭО. Что делать, если добросовестным покупателем приобретен автомобиль, который оказался краденным и находится в международном розыске?
Начнем с того, что по закону продавец обязан компенсировать убытки. Виноват он, а не покупатель. Если человек покупал машину в надежном автосалоне, примерно так и будет. Если автомобиль был куплен с рук, тогда дело хуже. Но и здесь есть нюансы. Например, никто не вправе сразу забрать машину, как только обнаружилось, что она числится в международном розыске. Однако если автомобиль ищут в рамках уголовного дела, расследуемого российскими правоохранительными органами или зарубежными, то машину могли бы задержать как вещественное доказательство. Тогда вопросы возврата автотранспорта решаются путем направления в Российскую Федерацию международного следственного поручения.
Как пояснил РГ начальник филиала НЦБ Интерпола ГУВД по Московской области Юрий Якубович, уполномоченный сотрудник территориального ОВД-УВД проводит соответствующую проверку и направляет уведомление об обнаружении транспортного средства и ее фактическом владельце в филиал НЦБ Интерпола в РФ. Бюро Интерпола в свою очередь направляет в правоохранительные органы за рубежом, где был похищен автомобиль, запрос о подтверждении розыска автомобиля и намерениях владельца либо страховой компании по его возврату. Вопросы, непосредственно связанные с возвратом транспортного средства, в компетенцию НЦБ Интерпола и его филиалов не входят.
Если нет уголовного дела и владелец (или страховая компания) отказываются от возврата своего авто и права на него, то правоохранительными органами зарубежных стран прекращается его розыск. При этом НЦБ Интерпола оказывает информационное обеспечение по решению данного вопроса.
В случае если владелец (или страховая компания) отказывается возвращать по причине сложностей, связанных с процедурой возврата из Российской Федерации, то права на собственность авто, остаются за ним и розыск ее будет продолжен до его прекращения инициатором - зарубежными правоохранительными органами той или иной страны. Тогда для истребования автомобиля из чужого владения, российскому владельцу необходимо обратиться в суд в гражданско-правовом порядке по месту жительства. Вопросы о признании прав собственности на похищенные автотранспортные средства всесторонне должны рассматриваться в суде в порядке, установленном международными договорами, с вызовом в суд зарубежных владельцев автотранспортных средств либо их представителей. Такие правовые нормы предусмотрены гражданским законодательством России (ст. 302 ГК РФ). В случае положительного решения вопроса между зарубежным и российским собственником, розыск транспортного средства прекращается зарубежными правоохранительными органами, и российский гражданин может не только пользоваться, но и беспрепятственно передвигаться на территории России, но и свободно выезжать за ее пределы. Однако практика показывает, что подобное истребование пока носит единичный характер.