ИНФОГРАФИКА "РГ"/Станислав Куц/Владимир Баршев
Вы часто выезжаете за границу на своем автомобиле?
Если да, то для вас не будет новостью, что помимо отечественных прав существует еще и международное водительское удостоверение.
Новый приказ МВД меняет вид этого документа. По сути, он делает его соответствующим международным требованиям. Теперь водитель, собирающийся за границу, получит на руки новый документ, в котором учтены требования международных договоров.
А теперь поясним, зачем вообще нужны международные права? Ведь наше национальное водительское удостоверение соответствует всем международным требованиям, прописанным в Венской конвенции с женевскими поправками. Но проблема в том, что не все страны мира подписывали эту конвенцию. Соответственно, там, где она не действует, наши национальные права - неизвестная пластиковая карточка, которая абсолютно не легитимна.
Чтобы у водителя не возникало проблем, ему перед выездом в такую страну необходимо получить водительское удостоверение международного образца. Это такой длинный бумажный лист, сложенный в книжечку. По сути, это просто перевод прав на разные языки. Если говорить конкретно, то аж на восемь языков.
В документе также обозначены категории и подкатегории с пиксельными изображениями. Это тоже международное требование. Но тут возникает и другая проблема. Например, у нас, в России, пока еще нет подкатегорий. Не завели их. Законопроект о них уже давно и долго муссируется в разных министерствах и ведомствах.
Сейчас законопроект о подкатегориях внесен в Госдуму. В международном удостоверении эти подкатегории уже прописаны. Как быть? На какую категорию вы сможете претендовать?
Как пояснили нам в департаменте обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, раз у нас пока законодательно не введены подкатегории, то в международных правах будут обозначаться только имеющиеся категории. У вас есть право водить автомобили массой до 3,5 тонны при количестве пассажирских мест не более 8 - ваша категория "В". И в международных правах она такой и останется. У вас открыта категория "А" - возможность управлять даже тяжелыми мотоциклами сохранится за вами и в других государствах. Открыта категория "С" - вы можете управлять любыми грузовиками независимо от их массы.
Но когда в России появятся подкатегории, тогда в международных правах будут обозначаться на равне с категориями и они. В новом документе открытые категории будут подтверждаться овальными печатями, а закрытые попросту вычеркиваться.
Срок действия данного документа остался прежним: либо три года, либо до истечения срока действия национального водительского удостоверения в зависимости от того, что наступит раньше.
Получить этот документ довольно просто. Надо прийти в соответствующее подразделение, которое уполномочено выдавать такие удостоверения. Их список можно найти на сайтах региональных управлений ГИБДД. От водителя потребуется только заявление, фотография (35 на 45 мм на матовой бумаге), медицинская справка и национальное водительское удостоверение.
По части фотографий наше законодательство идет впереди планеты всей. Можно предоставлять фото в головном уборе, не скрывающем овал лица, если религиозные убеждения не позволяют иного. Те, кто постоянно носит очки, могут сниматься в них. Главное, чтобы стекла не были тонированными.
Как правило, очередей на такую услугу нет. То есть документ вы получите довольно быстро.
Чуть не забыл, необходимо будет заплатить госпошлину: эта сумма установлена налоговым кодексом - 1000 рублей.
Выдадут документ прямо на месте. Так что уже этим же вечером можете отправляться в круиз по городам, странам и материкам.
Кстати, ранее выданные международные права будут действовать до окончания срока, в них указанного.
Приказ вступит в силу через десять дней после его опубликования. Соответственно тогда же перестанут действовать приказ МВД России от 28 сентября 1998 г. N 603 "О международном водительском удостоверении" и пункты 56 - 62 Инструкции о порядке организации работы по приему квалификационных экзаменов и выдаче водительских удостоверений в подразделениях ГИБДД МВД России, утвержденной приказом МВД России от 20 июля 2000 г. N 782.
Напомним, что до недавнего времени в стране выдавались два вида национальных удостоверений. Один - пластиковая карточка, другой - заламинированная бумажка. Наряду с ними были еще и права международного образца. Это бумажная книжечка с переводом стандартных прав. Действительны они были только при наличии национального удостоверения.
С недавнего времени в России выдается только один вариант прав: пластиковая карточка. Однако все водительские удостоверения, выданные ранее, продолжают действовать до окончания срока, в них указанного.
Международное водительское удостоверение выдавалось и ранее. Просто сейчас форма этого документа будет изменена.
Для тех, кто ездит за границу на своей машине, полезно знать, что без талона о техосмотре границу на автомобиле не пересечешь. Таковы международные требования. Вчера президент сообщил, что принято решение о процедуре техосмотра. Поскольку отказаться от него нельзя - наша страна приняла международные обязательства, то был найден вариант, наиболее удобный для автовладельцев.
Удобный тем, что им не придется тратить время на поездки в ГИБДД. Поскольку решено передать контроль за техническим состоянием автомобиля страховщикам, то теперь страховые компании при оформлении полиса ОСАГО будут проверять наличие талона техосмотра.
Однако пока неясно, кто и как будет проверять автомобили. Страховщики будут создавать свои пункты осмотра? Или использовать возможности уже существующих? Кто будет устанавливать тарифы?
Видимо, это будет прописано в новом законе.