Страна автомобилей - Германия - не терпит плохого к ним отношения. Так же, как и ее граждане.
Они своих железных коней и холят, и лелеют, и берегут. А в подспорье владельцам машин - государство, которое установило строгие нормы техосмотра.
Они содержатся в параграфе 29 Положения о допущении транспортных средств к уличному движению. Контроль за их выполнением так строг, что иногда автолюбители и профессионалы со страхом ожидают приближающегося срока сдачи любимого детища на просмотр механикам. Все мастерские, кстати, это большие и малые частные фирмы, которые государство наделяет правами и лицензией на проверку транспортных средств.
Как рассказал "РГ" эксперт одного из крупнейших таких предприятий Ганс-Ульрих Зандер, сдавать машину на техосмотр владельцы-частники должны через три года после первого допуска к движению, а затем каждые два года. Автобусы, такси и кареты "скорой помощи" проверяются один раз в год. Грузовики весом до 3,5 тонны должны проходить техосмотр каждые два года, до 12 тонн - ежегодно, больше 12 тонн обязаны еще и раз в полгода пройти контроль дорожной безопасности. Автобусы подвергаются ему каждые три месяца. Тут проверяется все до мелочей: и закрывающая сила дверей, и насколько прочно привинчены сиденья, и есть ли огнетушитель, а также таблички с количеством сидячих и стоячих мест.
Если какой-либо из параметров не соответствует заданному стандарту, автобусы, грузовики и легковушки первым делом должны отправиться на устранение недостатков. А это может стоить немалых денег. Однако без документа о пройденном техосмотре ни одно транспортное средство не имеет права выезжать на дорогу. При небольших недостатках владелец должен довести машину до кондиции. Если ремонт невозможен - отказаться от нее вообще.
Техосмотр же сам по себе не такой дорогой: всего около 70 евро заплатит автолюбитель за полную и тщательную проверку своей машины. Для грузовиков и автобусов действуют другие тарифы, рассчитывающиеся в зависимости от веса. Однако и тут самая высокая плата - за грузовик тяжелее 32 тонн - не превышает 110 евро.
На дорогах часто проводятся выборочные контрольные проверки. Каждый водитель обязан предъявить документ о допущении транспортного средства к эксплуатации с отметкой о прохождении техосмотра. Если кто-то и исхитрится неправедным путем проскочить пару раз мимо бдительного ока полицейского, справедливая кара его рано или поздно настигнет.
Штрафы за просроченный техосмотр дифференцируются в зависимости от транспортного средства. Частникам за два-три месяца просрочки придется заплатить 10-15 евро, за просрочку более чем восемь месяцев - 40 евро плюс штрафной пункт в федеральном учетном регистре (при "наборе" в 18 пунктов права отбираются). Для автобусов штрафы уже переходят в другую категорию - вплоть до нескольких сотен евро. Предприятие или его владелец, хронически увиливающие от техосмотра или ремонта транспортных средств, теряют лицензию на перевозку пассажиров.
Вся эта стройная система функционирует только при надлежащем координированном контроле. Кстати, чиновники ведомства по контролю неподкупны. Во-первых, им вовсе не хочется из-за пары сотен евро загреметь в тюрьму, а во-вторых - лишиться спокойного, надежного и хорошо оплачиваемого места работы.