На рассмотрение Госдумы внесен законопроект, который предлагает введение штрафов в размере от 10 до 24 тысяч рублей в зависимости от дальности перелета при отказе пассажиру воздушного судна в посадке на рейс, отмене или задержке рейса. Комитет Госдумы по транспорту одобрил проект и направил на согласование в профильные министерства и ведомства, через месяц состоится его первое чтение.
В настоящее время Воздушный кодекс предусматривает компенсацию за каждый час задержки в размере 25 рублей. Кроме того, предусматривается наложение штрафа на авиакомпанию за каждый случай нарушения прав пассажиров. Для сравнения, в странах Евросоюза авиапассажиры могут рассчитывать на выплаты до 6,5 тысячи долларов, причем компенсация может быть увеличена, если будет признана вина сотрудников авиакомпании. "Законопроект базируется именно на нормах ЕС и призван уравнять в правах российских и европейских пассажиров", - говорит депутат Анатолий Иванов, который и внес этот законопроект на рассмотрение Госдумы.
Законопроект позволит создать дополнительные условия для равной конкуренции как между внутренними, так и зарубежными авиаперевозчиками. Кроме того, документ установит гарантии соблюдения минимальных прав пассажиров на уровне мировых стандартов и поможет предотвратить такие негативные последствия, как избыточное бронирование, отказ в посадке пассажира на рейс, задержка и отмена рейсов, говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Юридическая служба Общества защиты прав потребителей (ОЗПП) дала положительный отзыв о данном документе. По мнению ОЗПП, законопроект вводит адекватные меры ответственности для авиаперевозчиков. Граждане России уже имеют возможность получать компенсацию, предусмотренную нормами ЕС, но только в случае, когда они следуют в страны ЕС и пользуются услугами авиакомпании стран ЕС. Поэтому еще одной целью законопроекта является устранение правового неравенства пассажиров - граждан России в зависимости от того, пользуются ли они услугами российского перевозчика или перевозчика страны ЕС. Минтранс в начале этого года активно выступал за увеличение ответственности авиаперевозчиков, но участия в разработке данного законопроекта не принимал.
ОЗПП и авторы законопроекта не сомневаются, что авиакомпании будут оказывать активное противодействие его принятию, так как их вполне устраивает имеющаяся на сегодняшний день ситуация полной безнаказанности за нарушение прав пассажиров.
В то же время некоторые эксперты опасаются, что принятие нового законопроекта приведет к неприятным последствиям со стороны авиакомпаний.
"Стоимость авиабилетов не возрастет, поскольку мы уже давно живем в условиях конкуренции и российские авиакомпании вынуждены конкурировать как на внутреннем, так и на внешнем рынках", - отметил "РБГ" один из разработчиков законопроекта Стефан Бурлис. По его мнению, неисправные воздушные суда к полету допускаться не будут, поскольку безопасность полетов обеспечивается за счет многоступенчатой системы контроля технического состояния воздушного судна и работ по предупреждению, выявлению и устранению неисправностей. И уже тем более не разорит авиакомпании. "Обязанность выплаты компенсации пассажиру за задержку рейса наступает только после 3 часов, а административный штраф налагается в случае невыплаты денежной компенсаций пассажиру или не предоставления пассажиру иных услуг, предусмотренных законопроектом", - отметил он. Таким образом, крупные выплаты и штрафы будут налагаться только на крайне недобросовестных авиаперевозчиков, грубо нарушающих права пассажиров, что представляется вполне справедливым.