Депутаты Госдумы надеются, что им все-таки удастся до конца весенней сессии вернуть в думскую повестку законопроект, который передает техосмотр автотранспорта из Госавтоинспекции в коммерческие структуры.
Они планировали завершить работу над этим многострадальным документом, инициированным "единороссами" и еще год назад принятом палатой в первом чтении, до 25 мая. Но как раз накануне пленарного заседания, где предполагалось второе чтение, с инициативами по этому поводу выступил президент Дмитрий Медведев. И депутаты, по словам спикера палаты, лидера думских "единороссов" Бориса Грызлова, "просто обязаны" были их учесть.
В Кремле, кстати, к законопроекту сразу оказалось много претензий, хотя сама его идея была признана актуальной и поддерживалась. Однако эта оценка сопровождалась двенадцатистраничным заключением с замечаниями и предложениями, требующими не только уточнить термины, внести исправления технико-юридического характера, но и избавить законопроект от норм, провоцирующих необъективную оценку состояния автомобиля. У техцентра, совмещающего выдачу техталона и устранение "за отдельную плату" обнаруженных неисправностей, могло возникнуть непреодолимое желание обнаружить как можно больше таких неисправностей.
Комитету Госдумы по транспорту пришлось провести весьма кропотливую работу, чтобы новые правила технического осмотра соответствовали и современным требованиям, и пожеланиям президента. И cегодня глава комитета Сергей Шишкарев назвал новую возможную дату второго чтения законопроекта - 3 июня. По словам Шишкарева, в этот же день может пройти сразу и окончательное третье чтение документа. Но решение за Советом палаты, который 2 июня должен уточнить повестку пятничного пленарного заседания.
Новая версия законопроекта требует, чтобы талон техосмотра предъявлялся автовладельцем при заключении очередного договора обязательного страхования автогражданской ответственности. А в будущем страховые компании, которым по сути и отводится роль контролера в этой процедуре, смогут справиться о прохождении своим клиентом ТО в специальной автоматизированной базе данных. В законопроект вписаны нормы, уже введенные в российскую практику президентским указом. Они на три года освобождают владельцев новых автомобилей от обязанности проходить техосмотр. Транспортное средство возрастом постарше - от трех до семи лет - должно появляться на ТО раз в два года. А тем авто, что вышли из заводских ворот еще раньше, требуется ежегодная оценка технического состояния.
К пассажирскому и грузовому автотранспорту требования более жесткие - им придется проходить технический осмотр раз в полгода.
Вступление закона в силу, если президент поставит под ним свою подпись, планируется 1 января 2012 года. Но это не значит, что именно с этого дня автомобилист не сможет пройти техосмотр в ГИБДД. На первые два года эта функция у Госавтоинспекции останется, частные структуры будут проводить ТО наравне с государственными техцентрами. За это время, как полагает Шишкарев, будет создан "конкурентный рынок". Однако думцы, чтобы исключить сговор, предусматривают и дополнительный механизм сдерживания цен за технический осмотр. Федеральной службе по тарифам дается право устанавливать верхний ценовой предел. Каждый регион сможет регулировать тариф только в сторону его понижения. И автовладелец вполне сможет пройти техосмотр в соседнем регионе, если там, где он зарегистрирован, тариф выше. В законопроекте предусмотрен и механизм защиты автовладельцев от злоупотреблений при проведении процедуры техосмотра. Если человек заметит, что ему навязываются какие-то ненужные услуги, он сможет забрать документы и отправиться на диагностику по другому адресу.
Однако Сергей Шишкарев считает, что техцентры, получившие соответствующую аккредитацию прежде, чем выйти на рынок, все-таки будут дорожить своей репутатцией. Кстати, правила аккредитации поручается разработать Минэкономразвития. А документ, позволяющий проводить техосмотр, согласно законопроекту, будет выдавать Союз автостраховщиков России. Предусмотрена и ответственность за ненадлежащее проведение ТО. Техцентру придется отвечать вместе с водителем, если талон выдан владельцу неисправного автомобиля, и эта неисправность привела к ДТП. Правда, страховой компании надо будет доказать, что причиной дорожного происшествия стала именно халатность диагностов.