03.06.2011 00:26
Экономика

РГ + Россия 24: Постановление Конституционного суда относительно ответственности при использовании нерасторможенных автомобилей

Конституционный суд запретил наказывать честных покупателей машин
Текст:  Наталья Козлова
Российская газета - Столичный выпуск: №119 (5495)
Читать на сайте RG.RU

 
Видео: Россия 24

Сегодня "Российская газета" публикует постановление Конституционного суда, которое касается граждан, чьи машины оказались в нашей стране в обход таможни и на которые последняя не давала "добро".

Добросовестно купленная в салоне или с рук иномарка очень часто не гарантирует своему хозяину только положительные эмоции. Приобретение автомобиля может оказаться источником большой головной боли и немалых расходов, если машина пересекала границу с нарушением закона. В "группе риска" не столько нарушители закона, сколько добропорядочные покупатели, поэтому публикуемое решение касается очень большой группы людей.

Речь в постановлении идет о пункте 1 статьи 15 и пункте 1 статьи 164 Таможенного кодекса. Эти статьи просил проверить на конституционность Виктор Костенко из Челябинска. Надо сказать, что нормы, которые ему не понравились, сейчас уже не действуют из-за того, что мы ввели в действие Таможенный кодекс Таможенного союза. Но высказанная в постановлении позиция Конституционного суда крайне важна и не устарела. Ведь нормы о контрабанде остались неизменными и в союзном Таможенном кодексе.

Коротко суть: у нас в стране регистрация автомобилей, не прошедших таможенное оформление, проще говоря - контрабанды, аннулируется. Даже если "темное" прошлое авто выяснится спустя годы и за рулем - тот, кто машину честно купил.

Банальная ситуация: человек покупает не новую иномарку. Через пару лет всплывает, что бывший хозяин или салон подержанных машин завезли авто без прохождения таможни. После этого водитель превращался в пешехода. Транспорт могут элементарно забрать как вещдок по уголовному делу. И она останется на приколе в полиции. А следствие по таким делам тянется годами. Но чаще просто отбирают регистрацию. И уже хозяин не может ни ездить, ни продать такую проблемную машину.

Заявитель Костенко пошел в Конституционный суд оспаривать положенийяТаможенного кодекса, в которых говорится, что никто не вправе пользоваться товарами до их выпуска на просторы родины в законном порядке, то есть после уплаты таможенных платежей.

Костенко в декабре 1998 года купил и зарегистрировал "Тойоту". На следующий год против тех, кто завозил машины в страну в обход закона, возбудили уголовное дело. В список контрабанды попала и "Тойота" Костенко. Суд Челябинска зачитал фигурантам дела приговор, и с одного из осужденных была взыскана сумма неуплаченных таможенных платежей за ввоз конкретно авто Костенко. Но судебное решение об уплате осталось на бумаге - никто ничего не заплатил. Поэтому в 2008 году регистрация принадлежащего Костенко автомобиля, как не прошедшего таможенное оформление, была аннулирована.

Суды, которые невиновный хозяин машины прошел, отказали ему в требовании к Челябинской таможне выдать паспорт транспортного средства. И отказали в иске к управлению ГИБДД - зарегистрировать машину. Местные суды упирали на то, что для выдачи ПТС и регистрации автомобиля не имеет значения факт добросовестной покупки. По их мнению, юридически значимым обстоятельством является только факт контрабанды.

С 1 июля 2010 года на территории нашей страны оспариваемые положения утратили силу - появился союзный Таможенный кодекс. Но так как Костенко обратился в Конституционный суд с жалобой на нарушение его прав устаревшими нормами в марте

2010 года, то дело надо рассмотреть, решил КС.

Да, сказал суд, никто не вправе пользоваться контрабандой. Но собственник не всегда является непосредственным участником таможенных правоотношений. Суд подчеркнул: отвечает за нерастаможенный товар декларант - человек, перемещающий товары, и таможенный посредник, декларирующий товар от собственного имени.

Еще в 2003 году КС уточнил, что граждане, которые на момент покупки машины не знали и не должны были знать о незаконности ввоза товара, не могут рассматриваться как ответственные за таможенное оформление авто, включая уплату платежей.

Суд заметил: факт неуплаты таможенных платежей фирмой или продавцом не может быть препятствием для добросовестного приобретателя во владении, пользовании и распоряжении его четырехколесным имуществом. Конституционный суд для ГИБДД подчеркнул: законодательство не запрещает регистрационные действия с подобными автомобилями. Более того, запрет регистрировать авто честным покупателем является незаконным. Все решения по делу Костенко подлежат пересмотру, сказал Конституционныйсуд страны.

ВЭД Легковые авто Конституционный суд