Министерство финансов РФ подготовило новый вариант законопроекта об ОСАГО, который предусматривает увеличение размера компенсации за ущерб жизни и здоровью посрадавших в ДТП до 500 тысяч рублей.
Автомобилисты новый проект оценивают неоднозначно. С одной стороны рост выплат - это, безусловно, жизненная необходимость, с другой - стоимость полиса заметно вырастет. При этом, как показывает практика, стоимость услуг страховщиков никак не соотносится с их качеством - за последний год число судебных исков к страховым компаниям увеличилось на десять процентов. Случаи отзыва лицензий тоже становятся привычным делом. Рынок естественным образом стал очищаться, оставляя лишь самых крупных игроков, которые начали устанавливать собственные правила. По словам специалистов, причин подобной самодеятельности несколько.
- Одна из них - устаревшее законодательство, которое уже давно требует изменений, - поясняет "РГ" председатель Омского областного общества по защите прав потребителей в сфере страхования Игорь Пушкарь. - С принятия второй части Гражданского кодекса РФ, регулирующей страховую деятельность, уже прошло пятнадцать лет, и рынок шагнул очень далеко. Существующее законодательство лишь определяет границы, но не регламентирует суть отношений компаний и потребителей их услуг. Механизм контроля со стороны государства также практически отсутствует. Поэтому компании не только сами разрабатывают правила, но и диктуют их другим участникам рынка, - подчеркнул он.
Одна из ключевых проблем сегодняшней автогражданки - занижение страховых выплат. Например, вместо положенного на ремонт нормочаса в 600 рублей в программу могут заложить гораздо меньшую сумму. Экономия получается колоссальной. К тому же оценку машины, поврежденной в результате аварии, стали проводить крайне поверхностно.
- Сейчас при ДТП она сводится к щелчку фотоаппарата, - говорит независимый эксперт Андрей Лоскутов. - Снимок отправляют в головное предприятие, и там уже столичные специалисты, глядя на картинку, соответствующим образом оценивают ущерб.
Причем если еще несколько лет назад страховщики скромничали, то теперь их "ножницы" стригут основательно.
- Я покалечил свою иномарку в ДТП, но компания насчитала компенсации лишь 23 тысячи руб-лей, - рассказывает автомобилист Василий Разумович. - Независимый оценщик назвал другую сумму - 122 тысячи. Я обратился в суд и выиграл дело. Процесс завершился на удивление быстро. Компания уже выплатила мне законные деньги, а также возместила все судебные издержки.
По словам правозащитников, сегодня суды завалены подобными исками. В прошлом году только от омичей поступило 1,5 тысячи претензий к 27 страховым компаниям. Более восьмидесяти процентов из них - по ОСАГО. На рынке есть компании, относительно которых только в мировых судах (не учитывая федеральные и арбитраж) - рассматривают семьдесят исков в неделю. Причем в 95 процентах случаев страховщики проигрывают процесс. Тем не менее ситуация в лучшую сторону не меняется.
- Дело в том, что экономия на выплатах покрывает все судебные издержки, - поясняет Игорь Пушкарь. - Компании делают ставку на то, что далеко не каждый автомобилист затеет с ними тяжбу. Так оно и происходит. В обществе все еще коренится уверенность, что обращение в суд - совершенно безнадежная затея. Поэтому идут туда немногие.
Впрочем, активность потребителей в разных регионах разная. С наступлением кризиса, например, число жалоб омских автовладельцев на компании выросло сразу в 2,5 раза. Сейчас положение менее острое, но обращений на десять процентов больше, чем год назад.
Новосибирские автомобилисты - менее активны, а в столице ситуация и вовсе стабилизировалась. Специалисты связывают это с тем, что люди стали жить лучше и "прощают" страховщикам неполные платежи. По неофициальным данным, московские водители на недостачу, не превышающую тридцати тысяч рублей, готовы закрыть глаза.
Так или иначе, но, по данным РСА, в 2010 году страховые компании в качестве премий получили 92,6 миллиарда рублей. Выплаты пострадавшим составили 53,8 миллиарда.