Вчера в галерее на станции "Выставочная" Филевской линии столичной подземки открылась выставка под символичным названием "Метро, которого нет". В ней представлены уникальные проекты и эскизы станций, которые не были реализованы.
Как сообщили в пресс-службе столичного метрополитена, выставка открылась не случайно, 80 лет назад было принято историческое решение о начале строительства метро в Москве, поэтому для экспозиции были открыты архивы, ранее не выставлявшиеся на всеобщее обозрение. Представленные материалы охватывают весь период создания подземки, а впервые об ее строительстве московские архитекторы задумались еще в начале XX века. Каким видели подземку в эпоху декаданса, можно посмотреть на проекте 1902 года Центрального вокзала метрополитена, который предполагалось построить на Васильевском спуске. Впрочем, основные материалы, а всего здесь более 50 документов, сосредоточены на 30-40-х годах прошлого века, когда ударными темпами разрабатывалось оформление станций. Эти эскизы отслеживали специальные правительственные комиссии, ведь требовалось не просто создать монументальную роскошь, но и не упустить и идеологическую составляющую. Утверждали, что некоторые идеи для оформления предлагал лично Иосиф Сталин. В частности, с ним связана история цветового обозначения линий, так как по легенде он поставил кофейную чашку на принесенную ему схему и в результате на бумаге появился коричневый круг. Так появилась коричневая Кольцевая ветка подземки.
Если бы представленные на выставке документы были реализованы в действительности, нашу подземку украсили бы "Страстная площадь" и "Красная площадь", другой облик имела бы станция "Первомайская". Более того, роскошнее была бы нынешняя станция "Электрозаводская", которую планировалось назвать "Электрозавод". И совсем другие названия - "Разгуляй" или "Спартаковская", как и оформление, предлагались для нынешней "Бауманской".