Отсутствие необходимой наземной инфраструктуры и слабый клиентский спрос тормозят развитие малой авиации - признали участники завершившегося вчера Тверского авиационного форума. Пассажиропоток в малой авиации неуклонно падет на 5-10 процентов в год.
Впрочем, в последние три-четыре года ситуация начала меняться. Сегодня "кукурузники" и вертолеты активно используются в качестве воздушной кареты "скорой", авиатакси, с их помощью ведется разведка и наблюдение, осуществляются воздушные перевозки пассажиров на небольшие расстояния. Протяженные же по площади регионы (например, Якутия) вообще сделали развитие региональной авиации одной из приоритетных задач. По действующему законодательству именно они (а не федеральный центр) теперь имеют право дотировать отрасль. Тверская область еще в прошлом году успешно опробовала систему уведомительных полетов, которая теперь внедряется повсеместно.
Пока же большинству субъектов Федерации нелегко принимать малые воздушные суда круглые сутки (и принимать их вообще): этому мешает отсутствие аэропортов и посадочных площадок. Необходимы также современные заправочные комплексы и квалифицированная диспетчерская служба.
Хотя замдиректора департамента минтранса Андрей Шнырев заверил, что в ближайшие 5 лет будут реконструированы 73 региональных аэропорта. На эти цели предполагается выделить свыше 150 миллиардов рублей.
Однако у региональных авиакомпаний, осуществляющих пассажирские перевозки, по сути, нет иного клиента, кроме обеспеченного столичного жителя, пожелавшего быстро переместиться в место отдыха. Жители же малых городов, которые теоретически могли бы воспользоваться услугой "воздушного такси", не в состоянии эту услугу оплатить. На форуме прозвучали такие цифры: пассажирские перевозки "большой" авиацией ежегодно растут на 10-30 процентов, в то время как пассажиропоток в малой авиации (и на малые расстояния) ежегодно же падет на 5-10 процентов.
Регионам-соседям предлагается соединить усилия. Но, чтобы заинтересовать воздушных перевозчиков, нужны не только региональные, но и межрегиональные воздушные линии.
Наконец, вертолет все еще дорог для среднестатистического пассажира. Совокупный же российский авиапарк "малых" самолетов (от двух посадочных мест и больше) явно недостаточен, к тому же он преимущественно импортный. В этой связи на форме прозвучало пожелание к отечественным авиазаводам наладить их производство.
По оценкам участников форума, решение этих и других вопросов позволит возродить отрасль уже через 5 лет.