Жюри подвели итоги сольной части второго тура Конкурса Чайковского в номинациях пианистов, виолончелистов и скрипачей. Из 12 участников в каждой номинации осталось теперь по 8 конкурсантов.
Перед финалом впервые в истории конкурса Чайковского оставшимся участникам второго тура предстоит еще одна коллизия: "венский фильтр" - проверка Гайдном и Моцартом, чьи концерты будут исполняться оставшимися на дистанции конкурсантами с камерным оркестром. В финал выйдут 5 скрипачей, 5 пианистов и 5 виолончелистов, которые с 27 по 29 июня сыграют знаменитые Концерты Чайковского с оркестром, ставшие музыкальной эмблемой Конкурса Чайковского.
Но пока публика и члены жюри "подстраивают" свои индивидуальные впечатления под результаты голосования, которое на этот раз проходит не под контролем председателей жюри, а вычисляется компьютерной программой, обрабатывающей оценочную информацию, собранную от членов жюри. И надо заметить, что итоги "работы" программы выглядят достаточно неожиданно не только для публики, традиционно имеющей свои вкусы и своих фаворитов, но и, порой, для самих членов жюри.
По окончании первого фортепианного тура многих взволновала, например, ситуация с ярким и зрелым музыкантом Евгением Брахманом из Нижнего Новгорода, выпавшем из дальнейшего соревнования. Удивил и ряд "компьютерных" решений, выдвинувших во второй тур не тех исполнителей, на которых делались ставки. Разнесся слух, что из-за таких итогов член жюри, знаменитый бразильский пианист Нельсон Фрейре покинул конкурс. Он действительно не появился в жюри на втором туре, но, по информации из Оргкомитета Конкурса Чайковского, его "демарш" был связан не с протестом, а с плохим самочувствием. Как пояснил "Российской газете" Генеральный директор Конкурса Чайковского Ричард Родзинский: "У Нельсона Фрейре был очень тяжелый год - сначала у него болела рука, и он отменял все концерты, а потом, наоборот, очень много играл и к концу сезона был предельно переутомлен. Своим приездом на Конкурс Фрейре, как он сказал, хотел выразить свое отношение к маэстро Гергиеву. Он действительно хотел отсидеть все туры, но почти сразу понял, что в таком состоянии эмоциональной усталости не выдержит этой серьезной физической и психологической нагрузки". На вопрос о "непредсказуемости" компьютерных решений в голосовании Родзинский ответил: "Компьютер никак не мешает объективности голосования - наоборот. И это отмечают как раз все члены жюри. Я только что присутствовал при подведении итогов первой части второго тура у скрипачей в Петербурге, где все были очень довольны итогами. Члены жюри мне говорили, что это абсолютно справедливая система, потому что раньше можно было прогнозировать, что тот или иной участник конкурса пройдет или не пройдет, поскольку его интересы защищает такой-то член жюри. Сейчас такое исключается".
Тем не менее, результаты работы Scores of Harmony не показались такими же абсолютно справедливыми в фортепианном конкурсе. Потрясением для всех стало выбывание из дальнейшей борьбы Эдуарда Кунца - музыканта, искусство которого стало настоящим откровением Конкурса Чайковского. В его игре нет главенства стихийной природы, он не обрушивает на публику энергию темперамента или головоломной техники. Все эти качества попадают под контроль его творческого интеллекта. Кунц создает целые новые миры звука, погружая в свои неожиданные интерпретации и буквально затягивая в пространства, где, кажется, никто до него не бывал. Его "узоры" и плетения в Скарлатти, его "колоратуры" и пианиссимо, фантастическая и не агрессивная техника, ясный интеллектуализм, новизна и внутренняя глубина интерпретаций - точно останутся одним из главных впечатлений конкурса. Кунц не прошел дальше. Он теперь станет очередной "легендой-жертвой" Конкурса Чайковского, без которой не обходится практически ни одно крупное музыкальное состязание в мире. Но музыка - это не конкурс, это искусство, и в этом смысле Кунц все равно победитель. Ясно, что он не мог не привлечь к себе внимания музыкального мира, впервые следящего за событиями Конкурса Чайковского в режиме он-лайн в разных странах. И, скорее всего, Кунц будет иметь в перспективе интереснейшие контракты, жаль, если уже не под маркой Конкурса Чайковского.
Между тем, "компьютерные" итоги голосования действительно обострили вопрос: как все-таки выводится результат, если из конкурса, как и прежде, выбывают музыканты, производящие впечатление на публику и на жюри, и проходят те, кто этим выбывшим "не конкурентен"? Можно ли вообще говорить об объективных критериях, или это понятие сугубо гипотетическое? В чем суть этой новой "кристальной" системы голосования, основанной на специально разработанной компьютерной программе? Увы, ни музыкантам, ни членам жюри, ни журналистам не удалось разобраться в дебрях расчетов Scores of Harmony, поэтому мы попросили прокомментировать эту впервые применяющуюся в российской конкурсной практике программу преподавателя математики Александра Владимирова: "Это система выведения оценки конкурсантов включает в себя несколько этапов:
- На первом этапе программа обрабатывает оценки каждого члена жюри, выставленные во время прослушивания всем конкурсантам, и подгоняет их под средне-арифметическое значение. Это делается для того, чтобы не было аномально высоких и аномально низких оценок. Например, у одного члена жюри, это средне-арифметическое число - 12, у другого - 12,7, а у третьего 12,3. Эти цифры не могут сильно отличаться, иначе это противоречит какой-то объективной оценке.
- На втором этапе для каждого члена жюри компьютерная программа по определенной формуле вычисляет индивидуальное значение стандартного отклонения. Эта величина позволяет выявлять аномальные оценки, которые член жюри ставит какому-то конкурсанту, и таким образом программа исключает протаскивание членами жюри конкретных участников конкурса.
- На третьем этапе программа для каждого музыканта определяет нестандартные оценки по определенному критерию, рассматривая оценки, выставленные этому конкурсанту всеми членами жюри. Аномальной считается оценка, которая выше или ниже среднего значения в три раза. В таком случае оценка тоже подгоняется к среднему значению.
То есть, на каждом этапе происходит усреднение. Естественно, одному может нравиться определенный конкурсант, другому - категорически нет. Но это конкурс, и членам жюри надо придти к какому-то единому решению, причем, достичь этого по возможности объективным способом. Данная программа разработана так, чтобы исключить лоббирование, неточности. Но все-таки, по моему мнению, нельзя только компьютеру доверять распределение премии на музыкальном конкурсе. Говоря пушкинским слогом "алгеброй гармонию поверять".