06.07.2011 00:21
В мире

Мэр Тирасполя Виктор Костырко: От блокировки железной дороги приднестровские предприятия теряют очень много

В Приднестровье ждут инвестиций из России
Текст:  Василий Воропаев Анна Федякина
Российская газета - Федеральный выпуск: №144 (5520)
Читать на сайте RG.RU

Дипломатическое противостояние по линии Кишинев-Тирасполь становится все более напряженным. Очередной раунд неформальных консультаций о возобновлении переговоров в формате "5+2" снова ни к чему не привел. Ни одна из сторон не намерена идти на уступки. О том, как тупиковая ситуация отразилась на экономике Приднестровья и как Россия помогает республике, "РГ" побеседовала с мэром Тирасполя Виктором Костырко.

РГ: Как на экономической обстановке в Тирасполе сказывается политическая ситуация, в частности то, что недавние неформальные консультации о возобновлении переговоров в формате "5+2" окончились безрезультатно?

Виктор Костырко: Мы предполагали, что эти переговоры ни к чему не приведут. Главная задача, которая перед нами стоит на сегодняшний день - это разблокировать железную дорогу и дать возможность выполнять те договоренности, которые были достигнуты ранее и в Одессе, и в Москве. И на последней встрече, которая состоялась у действующего тогда президента Владимира Воронина с президентом России Дмитрием Медведевым, ставился вопрос о том, чтобы снять эти экономические препоны со стороны Молдовы и дать нам возможность спокойно работать и реализовывать свою продукцию. Но, к сожалению, эти вопросы до сих пор не решены. На последних формальных переговорах в Москве наш министр иностранных дел как раз и начал с заявления о том, что недостигнутые ранее договоренности не способствуют решению экономических вопросов. Молдова не стремится соблюдать свои обязательства.

Но, несмотря на все сложности, в 2010 году экономика Тирасполя имела положительную динамику развития. Объем промышленного производства по итогам года составил 436 миллиона долларов, что на 8,3 процента выше уровня производства в 2009 году. Больше всего увеличилось производство продуктов легкой промышленности, и это значительно способствовало росту в целом. А продукция хлопчато-бумажного комбината на сегодняшний день расходится более чем в 50 стран ближнего и дальнего зарубежья. В целом из 34 промышленных предприятий достигли роста производства 23 предприятия.

РГ: Удается ли решить с Кишиневом вопрос транспортного сообщения?

Костырко: Несмотря на подготовительную работу, которая проводится по линии согласительной комиссии, нам не удалось продвинуться в вопросе перевозки грузов по железной дороге. То блокирование, которое происходит со стороны республики Молдова, безусловно дает свои "положительные" результаты. То есть нет никакого прогресса в данном направлении. Комиссия вроде бы работает, вроде бы все это обсуждается, но реальных шагов нет. От этого наши предприятия теряют очень много. Появляются дополнительные затраты, потому что нам приходится частично платить таможенные сборы непосредственно Молдове, часть грузов мы вынуждены при въезде на станции разгружать, складировать, а потом уже автомобилями довозить до потребителей или тех, кто их закупил.

Доставка и отправка продукции - это самая серьезная проблема, которая не дает нам возможность сегодня наращивать объемы производства. Невозможно закупать оборудование, доставить комплектующие. Много сложностей возникает при отправке товаров, а если все же отправляем, то появляются дополнительные расходы.

Единственным положительным результатам является то, что с помощью России мы добились того, что между Кишиневом и Одессой через Тирасполь курсирует электропоезд, который разгрузил автомобильный поток пассажиров при выезде за пределы Тирасполя в сторону Одессы. Кроме того, ходит пассажирский поезд Москва-Кишинев. Но больше ничего нет.

РГ: Насколько активно российский бизнес приходит в Тирасполь?

Костырко: Среди предприятий города Тирасполя значительное место занимают предприятия с иностранной долей участия, наиболее крупным из которых является ЗАО "Молдавская ГРЭС". В 2005 году предприятие вошло в состав группы ИнтерРАО ЕЭС, доля участия которого составляет 51 процент акций. ЗАО "Молдавская ГРЭС" - одна из крупнейших тепловых станций подобного типа. На станции установлено 12 энергоблоков, общей мощностью 2520 Мега Ватт данное предприятие является градообразующим. За 5 месяцев только этого года объем продукции предприятия составил около 77 миллионов долларов. ОАО "Тираспольский завод металлоизделий имени Добродеева", специализируется на изготовлении стальной эмалированной посуды, мебели на металлическом каркасе, студийных кресел, сидений для мест общего пользования, метало-черепицы. При этом 79 процентов акций завода принадлежит российскому инвестору.

После распада СССР многие предприятия потеряли рынки сбыта, но теперь с помощью российского инвестора постепенно модернизируют производство. Объем продукции за 5 лет составил в пределах полмиллиона долларов.

Если говорить о Приднестровье, то здесь с российской стороны интерес к предприятиям есть. Кроме Тирасполя, российский капитал есть у в городе Бендеры. Например, предприятие "Молдав-Кабель", где российские инвесторы являются основными и держат акции. Конечно, с их помощью предприятие работает, выпускает продукцию, город получает соответствующие налоговые поступления и это дает возможность нам развиваться. Или в том же Тирасполе сегодня работает одно из крупных предприятий по производству фольгированных диэлектриков, пока там инвестора нет, но продукцию мы отгружаем, в том числе и России. А вот если говорить об отрицательных аспектах, то отмечу, что одно из старейших и крупных предприятий Тираспольский вино-коньячный завод в свое время львиную долю своей продукции отправлял на внешний рынок, в том числе в Россию. А теперь, конечно, с теми условиями, которые есть по части ограничения поставок через Молдову вино-водочно-коньячной продукции, конечно, производство заметно снизилось.

Материал публикуется в авторской редакции. Читать версию статьи из номера

РГ: Сказался ли на сотрудничестве с Россией мировой экономический кризис? Насколько успешно удается преодолеть его последствия?

Костырко: Кризис мы еще не до конца преодолели. В первый год наши предприятия, в том числе бумажное объединение и предприятие "Молдавская ГРЭС", конечно, получили шоковую терапию. Но в настоящее время они работают, выпускают продукцию и будут это делать в дальнейшем. У нас со своей стороны были приняты меры поддержки государства по части кредитования, которые позволили нам удержаться на тех объемных показателях, которые были до кризиса. И за последнее время объемные показатели, прежде всего в промышленной продукции, пошли в гору. Важную роль здесь сыграла помощь России. Россия нам помогает и частично финансирует дотации по пенсиям, и это как раз дает нам возможность освободить часть средств и направить их на поддержку предприятий для того, чтобы влияние кризиса было минимальным.

РГ: Какие еще формы совместной работы существуют? Есть ли какие-то конкретные проекты в сфере кредитования малого бизнеса?

Костырко: Выделены средства и идет кредитование прежде всего предприятий сельско-хозяйственного комплекса. Те кредиты, которые выделила Россия, они розданы нашим предпринимателям. Деньги  выдавались прежде всего на покупку оборудования, машин, механизмов. В результате было проведено довольно серьезное "перевооружение" предприятий. Более 600 тысяч долларов вложили в сферу развития сельско-хозяйственной отрасли. Я не аграрий, но могу сказать, что это существенная помощь, которую получили наши предприниматели для развития сельско-хозяйственного комплекса.

Для нас сегодня возрождение сельского хозяйства - одна из первоочередных задач. Раньше один район недалеко от Тирасполя приносил более 250 тонн плодоовощной продукции. Теперь таких объемов, конечно, нет. Но с помощью этого кредитования в большинстве районов вся земля уже имеет хозяина, имеет фермеров, имеет операторов и предпринимателей, которые непосредственно развивают ее.

РГ: Что в Приднестровье предпринимают, чтобы привлечь российский бизнес?

Костырко: За последние два года в Приднестровье и непосредственно в городе Тирасполь прошли два форума по привлечению инвесторов, где мы показываем свои предприятия, проекты. В этом году такое мероприятие проходило во второй раз. На нем присутствовали депутаты Государственной думы, представители бизнеса. Мы рекламируем свою продукцию и рассчитываем, что таким образом удастся привлечь больше инвесторов. На Приднестровском инвестиционном форуме присутствовали представители бизнеса из России, Украины, Белоруссии. То есть мы постепенно начали практиковать такие формы привлечения бизнеса.

РГ: Оказывается ли какая-то поддержка в преподавании русского языка?

Костырко: Мы работаем по российским стандартам. Недавно у меня состоялся разговор с министром образования, и он рассказал, что в этом году мы получили около ста бюджетных мест от российских вузов. Поэтому, пройдя соответствующий отбор в Приднестровье, наши дети смогут учиться в России. На протяжении последних лет ребята по линии этих квот поступают непосредственно в высшие учебные заведения в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре и других городах.

РГ: В каких формах Россия оказывает гуманитарную помощь?

Костырко: Когда у нас были проблемы, так называемая экономическая блокада, нам, была оказана серьезная гуманитарная помощь. Довольно большое количество грузов присылали под патронажем "Единой России", это были продукты и медикаменты. Очень помогла Челябинская область: присылали продовольствия - семь вагонов. Гуманитарную помощь оказывал Волгоград - около 40 тонн получили.

Вот уже несколько лет гуманитарная помощь идет в виде денежных средств - доплаты к пенсиям жителей Приднестровья. Или к празднованию Великой победы - денежная помощь участникам Великой отечественной войны.

Приднестровье