Вчера в Новодевичьем монастыре в Москве прошло прощание с зампредом российского представительства Дойче Банка, сыном президента банка ВТБ Андреем Костиным. Он разбился, катаясь на квадроцикле под Переславлем-Залесским в Ярославской области.
Ярославские следователи уже возбудили уголовное дело по факту гибели человека в аварии на квадроцикле, сообщили в службе информации регионального управления МВД.
Дело возбуждено по части 3 статьи 264 УК РФ, которая предусматривает ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, приведшее к гибели человека.
Заместитель председателя правления Дойче Банка проводил свои выходные на базе отдыха ФСБ . Он выехал с утра пораньше покататься на квадроцикле со своим приятелем. Колесо этого чуда техники попало в яму. Водителя просто выкинуло из седла. Он врезался головой в дерево. В итоге открытая черепно-мозговая травма и перелом шейных позвонков.
Однако медики, вызванные другом погибшего, который вместе с Костиным отправился на эту прогулку, 40 минут боролись за жизнь банкира. Увы, тщетно. При таких травмах выживают единицы. Квадроцикл увезли на техническую экспертизу в Ярославль.
Как выяснилось, Костин управлял очень мощным и очень опасным транспортом без шлема. А это приспособление вполне могло спасти ему жизнь. Но может, трагедия вразумит кого-то еще?
Ведь даже в подмосковных лесах ежегодно гибнут сотни людей из-за того, что не надели шлем. Или просто не умеют обращаться с квадроциклами. Или не знают как с ним бороться в экстремальных ситуациях. Квадроцикл только на первый взгляд простое развлечение. А если на скорости 40 км/ч влететь в яму, то вся простота уходит безвозвратно. Такой техникой надо уметь управлять.
Вообще то надо помнить, что квадроциклы делятся на несколько категорий. Например, те, у которых двигатель менее 50 куб. см и скорость которых не превышает 50 км/час, не требуется регистрировать.
Если объем двигателя не более 50 куб. см, но скорость может быть выше 50 км/час, то такие транспортные средства необходимо регистрировать в Ростехнадзоре. Потому, что такая техника относится к тракторной, как и снегоходы.
Однако чтобы управлять ею на законных основаниях, то для начала требуется получить права категории А1 на трактора. Такие права выдает Ростехнадзор. Не путать его с тем Ростехнадзором, который отвечает за предприятия повышенной опасности. При практически полной идентичности названий занимаются они совершенно разными делами. В Москве организация, которая занимается регистрацией тракторной техники и выдает права на нее называется Росгостехнадщор. В других регионах - по своему, но суть остается той же.
Регистрация в Ростехнадзоре (или росгостехнадзоре) мало чем отличается от гаишной. Как ставится автомашина на учет, точно так же должен быть зарегистрирован и ваш квадроцикл. Более того, он тоже должен проходить техосмотр.
Отдельный разговор про квадроциклы, объем двигателя которых более 50 куб. см и которые развивают скорость больше 50 км/час.
Вот их уже необходимо регистрировать в ГИБДД со всеми вытекающими оттуда последствиями, в том числе и обязательное прохождением техосмотра.
Для того, чтобы управлять такой техникой, нужно иметь права категории "А" - мотоциклы.
На самом деле разница между тем и другим классом квадроциклов в том, что первым нельзя выезжать на дороги общего пользования, а вторым это делать можно. Впрочем, владельцы первых регулярно этим правилом пренебрегают.
Как выяснил корреспондент "РГ", квадроцикл Андрея Костина был официально зарегистрирован в ГИБДД. Вполне вероятно, что он был достаточно опытным водителем, хотя пренебрег главным правилом - защитой.
Каждый год в начале зимнего сезона инспекторы Ростехнадзора проводят специальные рейды по бездорожью. Они вылавливают гонщиков без прав на снегоходах, незарегистрированных в установленном порядке. Эти акции в последнее время стали часто показывать даже в новостных программах телевидения. И, надо сказать, профилактический смысл в этом есть.
Почему подобные рейды не проводятся летом в отношении квадроциклов - непонятно.
Надо сказать, что сейчас в правительстве лежит законопроект о правах, в котором все квадроциклы будут относиться к отдельной категории "В1". То есть управлять этой техникой сможет только человек, который получил права с этой открытой категорией.
Таким образом, все те, кто незаконно управляет этим транспортным средством, получат шанс не только остаться без квадроцикла, который отправят на штрафстоянку, но и заплатить внушительный штраф.
Новый законопроект, правда, разрешает управлять квадроциклами с мотоциклетным управлением тем, у кого открыта категория "А". Мотоциклетное управление - это руль, как у мотоцикла и все особенности управления техникой, как на мотоцикле.
Другой класс квадроциклов - с автомобильным управлением. У них круглый руль, ручной рычаг коробки передач, ножное сцепление… Этими машинами можно будет управлять, если у вас в правах открыта категория "В".
В последнее время популярные в среде небедных граждан развлечения на экстремальной спортивной технике все чаще заканчиваются авариями с последствиями разной тяжести.
Год назад в районе подмосковной зоны отдыха Яхрома не справился с управлением квадроциклом и разбился замглавы Москомнаследия Владимир Громов. Чиновника успели довезти до больницы в тяжелом состоянии и положили в реанимацию. Но спасти его не удалось. Громов был в коме полмесяца и умер не приходя в сознание.
В октябре прошлого года глава администрации Верейского сельского поселения Раменского района Подмосковья Михаил Ломов тоже вроде бы не на высокой скорости на квадроцикле въехал в кювет. Этому чиновнику повезло. Врачи констатировали только перелом ключицы и травму головы. Но тяжелых последствий в таких авариях все-таки больше.
Никто из тех, кто в последние пару лет попал в неприятности с этой техникой, специально водить квадроциклы не учился. А ведь по правилам, которые не соблюдают хозяева мощной техники, они должны пройти курс обучения. Если экзамены по теории и вождению квадроцикла на площадке хозяин сдаст, ему выдаются права-разрешение.
Как и обычным автомобилистам, водителям снегоходов и квадроциклов запрещено садиться за руль пьяными. За это карают не только лишением спецправ, но и "обычных", на управление автомобилем - в теории.