09.08.2011 00:20
Авто

Автовладельцы вынуждены платить штрафы за уловки угонщиков

"Электронными штрафами" за уловки автоугонщиков расплачиваются те, кто ничего не нарушал
Текст:  Тимофей Борисов
Российская газета - Федеральный выпуск: №173 (5549)
Читать на сайте RG.RU

Немалую проблему для законопослушных автовладельцев стали создавать в последнее время так называемые машины-двойники.

Речь идет об уловке автоугонщиков, которые навешивают на краденые автомобили поддельные регистрационные знаки с существующими в гаишной базе данных номерами. Номера подделывают, высматривая на улицах схожие по цвету и модели машины.

С недавних пор эта проблема перестала быть головной болью только автоинспекторов и хозяев краденой автотехники. Изобретательность угонщиков вышла боком и для законных владельцев машин.

С развитием в городах и на автомагистралях системы автоматической фотовидеофиксации все чаще стали получать по почте "электронные штрафы" те, кто ничего не нарушал.

Эта проблема ярко выявилась в Подмосковье - одном из самых продвинутых в развитии дорожной электроники регионов. Здесь с начала года уже выловили 18 машин-двойников. Проблема серьезная, но гаишники не склонны драматизировать ситуацию. Они научились вычислять ловкачей. В этом им оказывают неоценимую помощь комплексы фотовидеофиксации, сетью опутавшие регион.

Но в процессе поимки угонщиков возникают определенные неудобства и для законопослушных владельцев двойных машин. Что им делать, как избавиться от двойника и самому не попасть на штрафные суммы? Об этом корреспонденту "РГ" рассказал сотрудник УГИБДД по Московской области Вадим Карнаухов.

Вадим работает в отделе с труднопроизносимым длинным названием, который по старинке называют отделом розыска. Именно сюда стекается информация по машинам-двойникам. С введением в области автоматического фиксирования нарушений, стало возможным быстрое выявление этих преступлений. Двойники стали попадать в объективы камер за превышение скорости.

А "письма счастья" отправлялись владельцам легальных авто, поскольку согласно административному кодексу штраф можно выписать только на хозяина транспортного средства, чьи номерные знаки идентифицированы автоматикой.

Некоторых из них буквально завалили штрафами. При этом каждый из шоферов помнит, где он ездил и где мог "проколоться". Конечно же, в случае с машинами-двойниками владельцы законных авто сразу начали бить тревогу.

И это правильная реакция, говорит Карнаухов, потому что неуплата штрафа в течение тридцати дней влечет теперь согласно ст. 20-25 Административного кодекса как минимум удвоение штрафа, а в отдельных "запущенных" случаях и арест до 15 суток. Так что банальное игнорирование "писем счастья" может горько аукнуться водителю.

Отговорки, что, мол, это не моя машина засветилась в кадре, конечно, подействуют, но разбираться спустя месяцы после нарушения будет гораздо труднее.

Поэтому в ГАИ советуют: если пришел сомнительный штраф, немедленно звонить либо на "горячую линию" ГИБДД региона, либо в Подмосковье напрямую в единый центр обработки данных.

После тревожного сигнала инспектор отдела розыска в ручном режиме собирает и просматривает все архивы записей. Это несложно, поскольку видеонарушения не уничтожаются. Вадим Карнаухов говорит, что определить, двойник ли попал в кадр или легальное авто, удается всегда. Но в любом случае бремя доказывания лежит на владельце транспортного средства.

- Некоторые водители указывают нам на конструктивные различия между легальным авто и двойником. Некоторые предоставляют другие доказательства, - говорит Карнаухов. - Недавно, например, водитель привез нам распечатку со спутниковой системы, установленной на его машине, и доказал, что в момент нарушения был в другом месте. Правда, попадаются и обманщики, которые просто не хотят платить штраф, и пытаются представить ложные алиби, но и таких мы тоже быстро выводим на чистую воду.

У гаишников, по словам Карнаухова, есть свои оперативные секреты, о которых в открытой печати говорить нельзя. Но главное - это то, что преступники все равно рано или поздно попадаются.

Вот недавний пример. В отдел розыска обратился владелец "Форда Эксплорер" 2008 года выпуска, представивший доказательства того, что в момент видеофиксации нарушения его машины, на самом деле "Форд" находился в Химках в автосервисе. Кроме того, машина-двойник несколько отличалась от оригинала, у нее не было одной противотуманки. После его сигнала сотрудникам УГИБДД понадобилось всего две недели, чтобы вычислить и задержать преступника.

Ловят угонщиков следующим образом. После установления факта наличия двойника гаишные оперативники выставляют "сторожок" в базу данных на эту машину. И с тех пор ей ни разу не удастся проехать мимо поста ДПС.

Все посты, например, Московской области уже оборудованы камерами слежения "Автоураган" и "Стрелка". Они сканируют автомобильный поток и мгновенно опознают номера машин, объявленных в розыск. Как только электроника идентифицирует разыскиваемый номер, тут же включается сирена на пульте у дежурного инспектора.

Кстати, пристрастия автоугонщиков меняются.

Раньше, по словам Вадима Карнаухова, чаще других попадались "Лексусы РХ-300" и "Тойоты-Авенсис". Сейчас все больше "Тойоты Лендкрузер 200" и "Хонды Аккорд".

Иногда и владельцы легальных авто, чтобы обмануть камеры, применяют различные ухищрения.

Некоторые травят химикатами одну из букв номера, чтобы она не читалась автоматикой, другие заклеивают или залепляют грязью части номерных знаков.

Но это помогает лишь на время. И страховкой от штрафа быть не может. А дело в том, что умная техника все случаи нарушения все равно фиксирует, а фото с неопределенными номерами не идут в мусорную корзину, а складываются в отдельную папку. Их инспектора просматривают уже в ручном режиме и вычисляют хитрецов.

Наивно полагают некоторые автовладельцы, что хитрости с номерными знаками освободят их от уплаты штрафа.

Если нечитаемые номера установлены на легальной машине, то их владельцам по закону положен штраф в 5 тысяч рублей. Их выписывают уже в ручном режиме и отсылают по почте. В случае с двойниками - это уголовное дело.

По статье 327 УК РФ - за использование поддельных документов владельцам машин-двойников грозит до трех лет лишения свободы.

Вот свежий пример. Недавно ночью на 80-м километре Ярославского шоссе на посту был задержан "Ниссан-Кашкай", чьи номера находились в ориентировке. Управлявшего машиной жителя Костромы инспекторы попросили поднять капот и без труда выявили, что идентификационный номер на кузове перебит.

Как рассказал Карнаухов, пока ни один из двойников, выставленных в розыск, дольше месяца не бегал.

Не помогают угонщикам и номера других регионов, поскольку камеры пользуются единой базой данных всей страны.

Например, в июне на 30-м километре Калужского шоссе система "Автоураган" отреагировала сиреной на автомобиль "Шевроле-Нива" с тульскими номерами.

По базе данных, эти номерные знаки числились за "Шевроле-Ланос". "Ниву" задержали на посту и без труда определили, что панель с ВИН-номером под капотом переварена.

По сути, говорит офицер, с введением в области систем фотовидеофиксации применение двойников становится бессмысленным. Судя по темпу, с которым их удается вычислить, скоро этот вид преступлений, как ожидают в ГАИ, должен пойти на убыль.

Легковые авто