09.08.2011 00:30
В мире

Обозреватели "РГ" выяснили, как в разных странах используют телевизионные башни

Корреспонденты "Российской газеты" выяснили, как в разных странах используют телевизионные башни
Текст:  Вячеслав Прокофьев
Российская газета - Федеральный выпуск: №173 (5549)
Читать на сайте RG.RU

Можно ли представить французскую столицу без Эйфелевой башни? Вряд ли. А ведь построенная в 1889 году к Парижской всемирной выставке, дабы продемонстрировать инженерный гений галлов, она должна была простоять 20 лет, а потом пойти на металлолом. Спас достопримечательность ее создатель Густав Эйфель, вовремя заручившийся поддержкой влиятельных людей в столичной мэрии, а также... Первая мировая война.

Уже к 1914 году башня активно использовалась для радио- и телеграфной связи, а после с ее помощью не только шел интенсивный обмен информацией между Генштабом и фронтом, но и осуществлялся перехват сообщений немецкого командования. Кстати, немецкую шпионку Мату Хари разоблачили благодаря "прослушке", установленной на творении Эйфеля.

Неудивительно, что с наступлением эры телевидения башня стала главным ретранслятором для 32 радиостанций и 41 канала телевидения в Париже и окружающем его регионе Иль-де-Франс. Для этой цели на башенной верхушке, а это 324 метра от уровня земли, установлено 120 антенн. Заметим также, что некоторыми из них пользуются и другие службы - метеорологическая, люди из Института радиационной защиты и ядерной безопасности... Все они исправно вносят плату за аренду, но, надо признаться, она - лишь малая часть доходов Общества по эксплуатации Эйфелевой башни (ОЭЭБ), в ведении которого находится символ Парижа и Франции.

Это общество - акционерное. Причем 60 процентов его капитала, то есть контрольный пакет, принадлежит городскому муниципалитету. Остальные акционеры - частные компании. Главная статья дохода, как нетрудно догадаться, это непрекращающийся поток желающих подняться на башенную верхотуру, с которой открывается панорама города.

Нет другого в мире сооружения, которое посещало бы такое количество туристов: ежегодно шесть с половиной - семь миллионов, из которых примерно 150 тысяч - наши соотечественники. Всего же, как сообщили "РГ" в пресс-службе Общества по эксплуатации Эйфелевой башни, с момента ее открытия там побывало 256 миллионов человек!

Так вот, если теле- и радиоарендаторы приносят в кассу общества ежегодно порядка 165-170 тысяч евро, то туристы - 52 и более миллионов, то есть в 300 раз больше. Кстати, билет для взрослых, чтобы подняться на второй ярус башни, сейчас стоит 8,2 евро, а на третий и последний - 13,4 евро. Для молодежи до 24 лет и детей - процентов на 15-20 дешевле.

Но это еще не все. На двух уровнях башни размещены девять сувенирных магазинов, три кафе и два ресторана. На первом ярусе недорогой "58 - Тур Эйфель" и на втором - гастрономический "Жуль Верн", которым командует один из мэтров французской кулинарии Ален Дюкасс - тот самый, что приготовил недавно свадебный стол для князя Монако Альбера II. У этих торговых и общепитовских заведений также заключены контракты об аренде, а это значит, что бюджет общества пополняется ежегодно еще 10 миллионами евро.

Не забудем и о том, что Эйфелева башня - неувядающая "звезда" киноэкрана, рекламных проектов и прочих коммерческих съемок. А это денежек стоит - плюс 350-360 тысяч. Еще почти 900 тысяч приносит престижнейший конференц-зал "Густав Эйфель" на первом уровне башни: его также арендуют разные компании под пресс-конференции, корпоративы и прочие мероприятия. Так что набегает более чем прилично.

Правда, и расходы немалые. Как-никак, а в ОЭЭБ работает 300 человек. На их зарплату и социальные отчисления уходит до 24 миллионов евро в год. Еще восемь с половиной миллионов общество вносит в кассу своего главного акционера - парижского муниципалитета. И все-таки каждый год общество, расплатившись со всеми, оказывается с чистой прибылью в два-три миллиона евро. Хотя, конечно, ему в копеечку влетает и электричество, и ремонтные, профилактические работы.

Как рассказывал "РГ" президент общества Жан-Бернар Брос, каждые семь лет башню перекрашивают. Это необходимо делать, ибо каждый год под влиянием атмосферных явлений, перепадов температуры она теряет две-две с половиной тонны краски. Во время последней кампании 250 тысяч квадратных метров покрова "ажурной дамы" обработали паром под давлением, местами покрыли антикоррозийкой, а затем в течение долгих месяцев красили, на что ушло 60 тонн особой "эйфелевой" краски.

Франция