11.08.2011 00:02
Культура

В московском доме фотографии открылась выставка "Из истории российской фотографии"

В московском доме фотографии выставлены работы классиков русского фотоискусства
Текст:  Жанна Васильева
Российская газета - Федеральный выпуск: №175 (5551)
Читать на сайте RG.RU

Выставка "Из истории российской фотографии", которую показывают на Остоженке, на первый взгляд, предлагает ностальгическое путешествие во времени.

По крайней мере та ее часть, где объединены работы из трех собраний: Исторического музея, Союза фотохудожников России и Московского дома фотографии, - показывает оригинальные отпечатки крупнейших мастеров начала ХХ века. Собственно, ее цель - представить работы фотографов, которые входили в Русское фотографическое общество (РФО). В частности, Николая Петрова, Максима Дмитриева, Алексея Мазурина, Николая Андреева, Андрея Карелина, Сергея Лобовикова, Анатолия Трапани и многих других.

Возможно, я ошибаюсь, но, кажется, это первая выставка, которая позволяет увидеть масштаб деятельности Русского фотографического общества. Сегодня, когда споры о том, каким должен быть творческий союз, чем он должен заниматься и на чьи деньги, надоели всем донельзя, опыт РФО выглядит совершенно невероятным. Фактически первое объединение фотографов, предельно демократичное, объединившее любителей, профи, ученых, теоретиков, существующее только на взносы и пожертвования, оно оказалось удивительно сильным, эффективным и жизнеспособным. Созданное в 1894 году, оно просуществовало до 1930 года, когда было распущено "по причине невозможности преемственности между дореволюционным и советским фотографическим движением".

Понятно, почему преемственность была невозможна. Большинство членов РФО вовсе не жаждали запечатлять тектонические сдвиги революционной эпохи, а напротив, использовали фотографию как возможность притормозить, задержать утекающее время и как шанс лирического личного высказывания. Анатолий Трапани, например, вообще, считал, что фотография "не самостоятельное искусство, как музыка, архитектура и пр., а один из видов живописи, преимущественно станковой". Похоже, его позиции многие разделяли. Достаточно посмотреть даже на названия снимков, чтобы обнаружить выразительные отсылки к "дружественным" искусствам. Так, Николай Свищов-Паола одну из фотографий 1920 года называет "Демон". И только тот, кто никогда не видел врубелевского "Демона", не узнает в развороте головы, в ее гордом профиле цитаты знакомой картины. Николай Бобир посвящает фотографию "Над высохшим руслом" (1897) памяти А.К.Саврасова: высохшие ветви деревьев над чахлой зеленью, оставшейся над ручьем, что был когда-то рекой, выглядят реквиемом по живописи XIX века. Что касается Трапани, то в его работах многие узнавали мотивы полотен Борисова-Мусатова. Иначе говоря, фотографы смотрели на мир глазами не репортеров - художников.

Не удивительно, что большинство фотографий вполне укладываются в три темы, предложенные когда-то для конкурса, объявленного в первом номере журнала "Фотограф-любитель": русский тип, археологические древности, моментальный кадр явления природы. После 1922 года годам, когда имущество РФО было национализировано, а фотоархив Общества был передан в Исторический музей, эти три темы, столь любимые пикториалистами, обрели новые оттенки. Среди типов уходящей натуры разом оказались не только крестьяне, мирно плетущие лапти на завалинке, но и волевые старухи в черных кружевных наколках (чудесный "Портрет Е.А.Селиной" (1905) Николая Петрова), усатые профессора и девушки с альбомами у окна усадьбы (фото 1870-1880, Андрея Карелина). Да и сами усадьбы в мгновенье ока превратились в руины, не хуже античных.

Но, похоже, была еще причина, сделавшая невозможность "преемственность". Это - зрелость независимого общественного объединения любителей фотографии. Впечатляет эффективность организации, которая ставила своей целью развитие искусства фотографии в России. Мало того, что был создан собственный журнал "Вестник фотографии", который до 1918 года выходил каждый месяц. Проводились съезды, конкурсы, выставки, создавался архив... Пропагандировался опыт зарубежной фотографии. Любопытно, что в 1920-х годах РФО попыталось найти приют под защитой знаменитой Академии художественных наук (ГАХН). Исследования ученых и практическая работа шли рука об руку. Похоже, РФО оказалось первым успешным общероссийским общественным творческим союзом, которое не было ориентировано на групповые интересы. Фактически РФО - это тот способ существования общественной организации, который мы потеряли. Лучшего примера "эффективного менеджмента" и самоорганизации, пожалуй, трудно сыскать. И нужно ли доказывать, что этот способ общественной жизни сегодня мог бы пригодиться не только фотографам?

Фотография