12.08.2011 00:40
Экономика

Эксперт: Саморегулирование ведет к балансу частных и публичных интересов

Саморегулирование ведет к балансу частных и публичных интересов
Текст:  Антон Мороз (председатель совета СРО НП "Балтийское объединение проектировщиков")
Российская газета - Экономика: Строительство №177 (5553)
Читать на сайте RG.RU

Наличие институтов саморегулирования является одним из существенных признаков гражданского общества. Система саморегулирования позволяет реализовывать корпоративные профессиональные интересы без прямого административного вмешательства со стороны государства, а соответственно ведет к установлению баланса частных и публичных интересов в той или иной сфере. Тенденция к объединению представителей различных отраслей экономики в саморегулируемые организации, наметившаяся в последние годы, стала важным этапом в формировании структуры независимых общественных институтов и цивилизованных отношений между ними и государством.

В области современного строительства существует большое количество интересов, которые зачастую противоречат друг другу и создают тем самым плюрализм подходов при решении существующих проблем. Это и городское строительное планирование, и осуществление жилищной политики, охрана памятников архитектуры и исторического наследия, социальное и экономическое развитие, экологическая и техническая безопасность и т.д.

Саморегулируемые организации, объединяющие субъектов строительной деятельности, вот уже почти два года активно действующие в России, являются своего рода средством, позволяющим представителям строительного сообщества самим согласовывать свои интересы и самостоятельно нивелировать возникающие между ними противоречия. Деятельность строительных СРО направлена, прежде всего, на предупреждение причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу, окружающей среде, объектам культурного наследия, памятникам истории и культуры вследствие некачественного проведения строительных работ, подготовки проектной или инженерно-изыскательской документации. При этом на саморегулируемые организации возложены контрольные функции, что предполагает применение соответствующих дисциплинарных мер.

На настоящий момент очевиден позитивный результат большой работы по становлению системы саморегулирования в строительной сфере. Приняты законодательные основы, сформированы и осуществляют свои функции строительные саморегулируемые организации на территории всей России. Для взаимодействия с саморегулируемыми организациями в сфере строительства, а также с целью выработки рекомендаций учета интересов таких организаций сегодня на региональном уровне создаются и действуют соответствующие общественные координационные советы. Единственным серьезным фактором, препятствующим более динамичному развитию в данном направлении, является наличие так называемых "коммерческих" саморегулируемых организаций.

Организации, осуществляющие выдачу свидетельств о допуске к работам, преследуя лишь цель сбора средств в виде взносов от строительных компаний, дискредитируют саму идею создания СРО в градостроительной сфере. Поэтому государственное участие в разрешении этой проблемы представляется просто необходимым.

Формирующиеся сегодня в строительной сфере институты саморегулирования не должны рассматриваться исключительно как инструментарий корпоративного контроля с делегированными государством правомочиями по осуществлению надзорной деятельности.

Наряду с субсидиарной ответственностью по обязательствам своих членов, саморегулируемые организации предоставляют еще и реальную возможность для профессионального сообщества выражать свои интересы. Как институт гражданского общества, саморегулируемая организация дает дополнительные гарантии правовой защищенности субъектам градостроительной деятельности, предоставляет дополнительные возможности при взаимодействии с государственными институтами. В частности, она представляет интересы членов организации в их отношениях с органами государственной власти и местного самоуправления. Саморегулируемая организация от своего имени может оспаривать любые акты, решения, действия органов государственной власти и органов местного самоуправления, нарушающие права и законные интересы членов саморегулируемой организации. От своего имени и в интересах своих членов, саморегулируемая организация вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействующим не соответствующего федеральному закону нормативного правового акта, обязанность соблюдения которого возлагается на членов саморегулируемых организаций.

Саморегулирование как институт экономических отношений, зародившийся в Европе около ста лет назад, имеет в России довольно короткую биографию. Однако если смотреть на западный опыт, то большинство сфер экономики эффективнее функционируют именно в условиях саморегулирования. Распространение этого института в различных отраслях отечественной экономики может дать дополнительный импульс ее развитию и ускорить темпы модернизации. Необходимо в кратчайшее время преодолеть сомнения скептиков, воспринимающих саморегулирование лишь как недоразумение у строителей.

СРО могут и должны выступать в качестве эффективного средства взаимодействия государства и общественных институтов. И сегодня в России все основные предпосылки для такого сбалансированного взаимодействия.

Бизнес Инфраструктура