15.08.2011 00:08
Культура

Юрий Богомолов: Стенания об испорченности вкусов нашего кинозрителя не так уж и основательны

На фестивале "Окно в Европу" главный приз присудили не фильму, а актеру
Текст:  Юрий Богомолов
Российская газета - Федеральный выпуск: №178 (5554)
Читать на сайте RG.RU

Если судить по основному конкурсу, то "прогноз на завтра", под девизом которого проходил фестиваль, не шибко обнадеживающий.

Самое верное тому свидетельство то, что жюри, возглавляемое известным режиссером и оператором Михаилом Аграновичем, присудило главный приз не фильму, а киноактеру.

Обладатель Гран-при фестиваля Петр Зайченко, представленный в Выборге работами в фильмах "Сибирь. Mon Amour" (главная роль) и "Дом" (эпизод), актер - замечательный. Но что-то не припомнится ни одного случая, чтобы какой-либо фестиваль отдавал свою главную награду не фильму, а актеру. Не было такого и в 19-летней практике Выборгского фестиваля. Теперь это станет прецедентом. И не от хорошей жизни, как я понимаю.

Остальные награды носили статус спецпризов с отчетливым оттенком снисходительности со стороны жюри, которое оказалось в ситуации, обыкновенно характеризуемой как "безрыбье".

Первым из спецнаград удостоен фильм "Четыре дня в мае" немецкого режиссера Ахима фон Борриса (копродукция России, Германии и Украины) "за смелость и гуманизм", с формулировкой, несколько напоминающей девиз ММКФ советской поры. Хотя именно в советскую пору появись фильм, где бы группа советских солдат ценою своих жизней защитила немецкую девушку от изнасилования пьяным советским офицером в последний день войны, был бы заклеймен как жуткая антисоветчина и уличен в абстрактном гуманизме.

Еще один специальный приз жюри - на этот раз за режиссуру - достался Славе Россу за фильм "Сибирь. Mon Amour". Опять же очень достойная в профессиональном отношении работа. Опять же вполне гуманистический фильм, повествующий о негаснущей душевности в человеке, несмотря на волчьи законы обитания в сибирской тайге. И все равно даже круто заваренный коктейль из жестокости и сентиментальности не дает того, что можно было бы назвать художественным прозрением, художническим откровением.

Совсем уж спорным выглядит третий спецприз, коим был отмечен фильм режиссера Олега Погодина "Дом".

С этой картиной сведущие наблюдатели связывали особые надежды как на бесспорного кандидата в победители конкурса. Замысел фильма и вправду кажется недюжинным. Большая семья от прадедов до правнуков, живущая посреди широкой степи в доме, хоть и деревянном, но достаточно прочном. Впрочем, сразу видно, что он уже обречен. Волевой мощи главы семейства (великий и несравненный артист Богдан Ступка) уже не хватит, чтобы устоять перед напором внутренних драм и внешних угроз. Все кончится апокалипсисом районного значения с намеком на крушение страны. Так оно и происходит.

Беда, однако, в том, что в этом апокалипсисе на экране столько искусственности, заданности и предрешенности, что под занавес фильма трагическая история воспринимается как пародия на самое себя.

Может быть, поэтому смущенное таким перепадом жюри не сочло возможным отдать фильму более статусную награду и ограничилось третьим спецпризом с насмешливой формулировкой: "Сценаристу и режиссеру Олегу Погодину за владение кинематографическими профессиями".

Приходится сожалеть, что обойденным вниманием жюри оказался нестандартный по замыслу и исполнению фильм "Борис Годунов" Владимира Мирзоева, который, к слову сказать, тоже неплохо владеет несколькими профессиями.

Наконец, в конкурсной программе был фильм, который соответствовал девизу фестиваля в достаточно полной мере. Это - "Бездельники" Андрея Зайцева. О нем я коротко написал в своей первой заметке. Интересная работа молодого режиссера, слава богу, не осталась совсем незамеченной; она получила приз Гильдии киноведов и кинокритиков России.

Что касается другого фирменного конкурса "Выборгский счет", то здесь "Прогноз на завтра" представляется достаточно оптимистическим. Тут зрители могли увидеть несколько впечатляющих картин: это и "Елена" Андрея Звягинцева, и "Охотник" Бакура Бакурадзе, и "Шапито-шоу Сергея Лобана, и "Упражнения в прекрасном" Виктора Шамирова, и "Два дня" Авдотьи Смирновой.

Последний фильм оказался обладателем "золотой ладьи" - главной награды в конкурсе "Выборгский счет". Напомню: победителя в состязании определяет не жюри, составленное из квалифицированных экспертов; определяют все участники, гости и зрители фестиваля. Понятно, что в такой судейской коллегии доминирует голос публики. Публики в Выборге достаточно демократичной и вместе с тем - привередливой, в чем можно было убедиться на заключительном просмотре фестиваля.

Показывался фильм Андрея Смирнова "Жила-была одна баба". Это два с половиной часа напряженного повествования о судьбе простой тамбовской крестьянки в пору гражданской войны. Это два с половиной часа повествования о трагической судьбе языческо-христианской Руси, изнасилованной неоязыческим большевизмом.

Аншлаг в Выборг-паласе был такой, какого, говорят старожилы, за всю свою 19-летнюю историю фестиваль не знал.

Тишина стояла мертвая.

Возможно, стенания многих мастеров об испорченности вкусов нашего зрителя голливудским кинематографом не так уж и основательны. "Прогноз погоды" после премьерного показа в Выборге картины Андрея Смирнова выглядит более чем оптимистическим и в отношении российского кино, и в отношении российского зрителя.

На церемонии закрытия фестиваля фильм "Жила-была одна баба" не остался без награды: он получил приз президента фестиваля.

интервью

Петр Зайченко: Молодых режиссеров дисциплинирует финансовая проблема

Наше кино Ленинградская область Северо-Запад