Белгородские власти предложили крупным аграрным предприятиям взять под опеку сельскохозяйственные училища и техникумы.
Эта мера позволит решить сразу две проблемы - сохранить учреждения профессионального образования и одновременно преодолеть разрыв на рынке труда между спросом (его потребностями) и предложением.
Одним из поводов обращения к теме стало начало вступительной кампании в учебные заведения. Многолетний тренд не изменился: большинство абитуриентов подают документы в вузы, в то время как образовательные учреждения, находящиеся рангом ниже, по сути, вынуждены набирать учащихся без конкурса.
На совещании, состоявшемся в областном департаменте АПК, власти признали, что долгое время уделяли училищам, техникумам и колледжам недостаточно внимания. На фоне стремительно растущих объемов производства сельхозпродукции в образовательных учреждениях продолжают преподавать по устаревшим программам с использованием материальной базы, сформированной еще в советские годы, отметил начальник департамента АПК Белгородской области Владимир Родионов. Тракторист, обученный на старом тракторе "Беларусь", обычно не в состоянии работать на современной американской машине с бортовым компьютером. Как результат, агрохолдинги вынуждены переучивать молодых специалистов чуть ли не "с нуля", а у сельхозучилищ и техникумов сформировалась не самая лестная репутация.
- Государство должно уйти из этого сектора в том виде, в каком оно представлено там сейчас, - заявил на заседании облправительства губернатор Евгений Савченко. - Наша задача - лишь сформировать "правила игры" для учреждений образования и рынка труда.
Впрочем, уход государства не означает отказа от финансирования училищ и техникумов. Власти предлагают присвоить им статус автономных учреждений, включив в состав наблюдательных советов чиновников департамента АПК и муниципалитетов, а также представителей хозяйствующих субъектов. При этом региональный бюджет продолжит финансировать учебные заведения в прежнем объеме. Задача агрохолдингов - оказать ссузам и учреждениям НПО финансовую и техническую помощь, чтобы они могли актуализировать свои учебные программы в соответствии с требованиями работодателей, а не разработанных много лет назад нормативов.
Представители агрохолдингов к идее шефства над образовательными учреждениями отнеслись неоднозначно. В ходе обсуждения проблемы в рамках областного правительства руководители птицеводческих холдингов "Приосколье" и "Белая птица" Геннадий Бобрицкий и Игорь Барщук высказали скептическое отношение к инициативе властей, но в то же время не стали отказываться от участия в проекте. Как сообщил источник "РГ" в одной из крупных аграрных компаний региона, руководители предприятия не уверены, что средства, которые им придется вложить в развитие одного из сельхозтехникумов, оправдают себя:
- Нам предлагают заняться делом, которым мы никогда не занимались. Понятно, что создавать собственную корпоративную систему обучения намного сложнее и затратнее, но такой вариант сделал бы нас абсолютными хозяевами учреждения.
Тем временем сторонники изменений на образовательном рынке призывают изменить отношение к сельхозтехникумам. Так, ректор Белгородской государственной сельскохозяйственной академии Александр Турьянский полагает, что в идеале агрохолдинги должны не только формировать заказ на подготовку специалистов, но и проверять качество оказанных образовательных услуг "на выходе". Если участник рынка не способен готовить кадры в соответствии с запросами заказчика, то и платить ему не следует.
Еще одна проблема, с которой придется столкнуться реформаторам аграрных училищ и техникумов, связана с общим уровнем обучающегося в их стенах контингента.
- У меня была идея поступить в Корочанский сельскохозяйственный техникум, - рассказывает Галина Петренко, окончившая девятый класс школы. - Но, после того как я узнала, что местные жители называют его не иначе как "чертятником", быстро передумала. Туда берут учиться почти всех подряд.
Учреждения начального и среднего профессионального образования в большей степени дают не новую профессию, а общее образование тем, кто не захотел учиться в старших классах школы. Это признают и региональные власти. Родители нередко воспринимают ссузы как "камеры хранения" для нерадивых отпрысков. Евгений Савченко предложил отказаться от набора в образовательные учреждения трудных подростков, разлагающих обстановку в учебных заведениях. А чтобы мотивировать на обучение в сельхозтехникумах лучших выпускников школ, губернатор предложил выплачивать им стипендии на уровне прожиточного минимума в регионе - около пяти тысяч рублей в месяц.
Как полагают наблюдатели, для мощных белгородских агрохолдингов такие затраты не будут критическими. В то же время, вложив деньги, сельхозпредприятия станут более жестко контролировать качество образования. Тем более что сами участники рынка признают необходимость объединения процессов обучения с практикой на предприятиях аграрного сектора. Об этом, в частности, свидетельствует значительная текучка кадров в птицеводческих и свиноводческих компаниях: приходящая на производство молодежь слабо представляет себе, какую работу ей предстоит выполнять, и вскоре покидает рабочие места, несмотря на относительно высокие зарплаты.
Уже к 1 сентября как минимум семь образовательных учреждений, готовящих кадры для аграрного сектора, будут переориентированы под нужды агрохолдингов, взявших их под свое крыло.
Татьяна Давыденко, директор департамента профессионального образования Минобрнауки РФ:
- Сегодня система высшего образования охватывает более семи миллионов россиян. На долю учреждений начального и среднего профессионального образования приходится около трех миллионов человек.