19.08.2011 00:09
Культура

Роберт Стуруа отказался от "Театра на Таганке"

Роберт Стуруа покидает родину
Текст:  Алена Карась
Российская газета - Федеральный выпуск: №183 (5559)
Читать на сайте RG.RU

Не прошло и трех дней с момента увольнения Роберта Стуруа с поста художественного руководителя Тбилисского театра им. Шота Руставели, а вокруг него и его увольнения образовалась такая богатая и разнообразная мифология, что уже на книгу потянет, не то что на газетную заметку.

Стуруа - ксенофоб и ненавистник армян, Стуруа только и делает, что демонстрирует лояльность к российским властям, Стуруа возглавит Театр на Таганке. Стуруа уволили: а) за антиправительственные взгляды, б) за желание приватизировать Театр им. Руставели, в) за выслугу лет (по грузинским законам 73-летний режиссер преодолел возрастной барьер, разрешенный для руководителей его ранга).

Роберт Стуруа, уже не одно десятилетие являющийся фигурой номер один в грузинском театре, был уволен, а его труппа лишилась художественного лидера. Это стало новостью номер один в Грузии и России, да и на весь остальной мир она произвела сильное впечатление. В летнем затишье горячие театральные новости выпекаются и разлетаются как пирожки. В обычной жизни театр, как вся культура, давно обсуждается, как и финансируется, - "по остаточному принципу". И вот надо же - вновь пригодился! О нем говорят, подбрасывая все новые и новые факты в головы бедных, давно позабывших о театре потребителей.

Значит, театр по-прежнему остается местом национальной силы, а его герои - персонажами, важными для всего общества. Только само общество и его власти об этом забыли. То же самое мы наблюдали недавно с Юрием Любимовым, на 94-м году жизни покинувшим созданный им Театр на Таганке. На несколько недель мистерия его ухода с Таганки затмила сериалы, заставив одинаково страстно судачить кассиров в магазинах и журналистов в газетных коридорах.

Мифология массового сознания немедленно связала два этих события, сочинив легенду о якобы имевшем место предложении Роберту Стуруа возглавить обезглавленный московский театр. Несколько СМИ процитировали эту утку со ссылкой на "Интерфакс". Сам Стуруа категорически отверг эту возможность. Как он не раз отвергал подобные предложения. Так, например, ему не раз предлагали возглавить Театр им. Евгения Вахтангова, но для него, вложившего слишком много творческих и человеческих сил в создание уникального ансамбля Театра им. Шота Руставели, казалось невозможным покинуть своих актеров.

Теперь он вынужден это сделать. Назвав Стуруа ксенофобом, министр культуры Грузии Ника Руруа заявил на брифинге, последовавшем после увольнения режиссера: "Государство, которое по своему положению является мультиэтническим и мультикультурным, не смирится и не будет финансировать ксенофобию". Да и театр заодно, скажем мы. Коллеги и друзья Стуруа знают, что обвинения в ксенофобии - это подтасовка и выдергивание из контекста, понятного каждому порядочному грузину.

Роберт Стуруа как-то сказал, что после падения СССР отверг "эзопов язык" в театре и стал обо всем говорить прямо: "Мой диалог с властью, как и сама жизнь, стал намного жестче. У меня не было и нет никаких иллюзий в отношении власти".

Сейчас режиссер взял тайм-аут на короткое раздумье, но, по его собственным словам, готов принять приглашение Александра Калягина стать главным режиссером Московского театра Et cetera, с которым его связывают многие совместные проекты. Последним из них стала "Буря" - мрачная пьеса Шекспира, к концу жизни усомнившегося в способности человека управлять не только миром, но и собой.

Драматический театр