Сергей Лавров, глава МИД РФ:
- В Ливии наступает развязка. Совсем скоро власть в этой стране перейдет в руки повстанческих сил. Мы всегда хотели, чтобы развязка наступила как можно скорее. И она могла наступить раньше. К сожалению, этому воспрепятствовал целый ряд факторов, включая позицию Муамара Каддафи, который до последнего момента настаивал на том, что только с ним и можно договариваться, а также нежелание некоторых кругов поддерживать известную инициативу Африканского Союза. Этому препятствовали и действия НАТО, которые вышли далеко за пределы выданного Совбезом ООН мандата. Развязка, которая могла состояться раньше, безусловно, спасла бы многие жизни. Но мы имеем то, что имеем.
Судя по всему, власть вот-вот перейдет в руки повстанцев. Таким образом, Переходный национальный совет (ПНС) и другие группировки, выступающие на стороне повстанцев, будут нести ответственность за дальнейшее развитие событий. Мы хотим, чтобы среди их приоритетов было обеспечение безопасности иностранных граждан, включая находящихся в Ливии россиян.
Думаю, перед новым переходным руководством Ливии будут стоять очень непростые задачи. Уже появились тревожные сообщения о мародерстве. Руководитель ПНС Ливии призвал своих сторонников не поддаваться желанию отомстить противоборствующей стороне. Рассчитываем, что ситуацию удастся удержать под контролем, хотя это будет непросто. В любом случае за прекращением боевых действий должны незамедлительно последовать начало политического процесса, формирование законных органов власти, согласование основ и принципов будущего демократического обустройства государства в интересах всех его граждан и при соблюдении независимости, суверенитета и территориальной целостности Ливии.
Один из важных уроков ливийского конфликта - это подтверждение очевидной истины о том, что в условиях гражданской распри в суверенной стране все внешние игроки должны вести себя максимально ответственно и сдержанно, строго руководствоваться буквой и духом Устава ООН, исходить из принципа "не навреди". Большого количества жертв можно было бы избежать, если бы международное сообщество не вставало на одну сторону конфликта, а настоятельно побуждало всех его участников сесть за стол переговоров и решать судьбу страны в интересах всех ее жителей, всех социальных, политических, конфессиональных, этнических групп. Это универсальный принцип, который также применим к ситуации и в Сирии, и в Йемене, где мировое сообщество именно так и действует, побуждая стороны не менее тяжелого, чем в Сирии конфликта, не уходить в дальнейшую конфронтацию, а договариваться путем достижения политических компромиссов. Надеюсь, что все, от кого это зависит, будут проявлять максимум ответственности.
Вызывают озабоченность сообщения о том, что в целом ряде государств, где происходят бурные внутренние процессы, уже наблюдаются попытки ущемлять права некоторых меньшинств, в том числе христианских. Это очень тревожный сигнал. Надеюсь, что исход всей этой драмы, которую называют "арабской весной" и которая продолжается, не приведет к ущемлению прав религиозных и иных меньшинств в регионе, не создаст ситуацию, когда имеющиеся вопросы будут решены лишь частично, зато появятся новые более серьезные проблемы.
Россия готова активно содействовать политическому процессу в Ливии. У нас с ливийским народом сложились традиции дружбы, многолетнего взаимодействия и сотрудничества. Будем и впредь действовать в русле этой линии.
Не буду говорить о том, что мы обязательно добьемся уважения наших интересов в Ливии, т.к. исхожу из того, что они никуда не исчезнут, а ливийское руководство, которое сформируется по итогам процесса перехода к демократии, будет ответственным. Ливия - член международного сообщества, где есть определенный правила поведения. Повторю, пока у нас нет никаких оснований сомневаться в том, что чувства искренней дружбы сохраняются в качестве основы отношений между российским и ливийским народами.