Постоянный фон из рассказов об инновациях, модернизациях и многочисленных инвестициях создает у многих иллюзию активности в российской IT-отрасли. Однако правда в том, что это лишь слабая рябь на поверхности по сравнению с течениями, которые двигают мировой IT-рынок. Те проекты, которые для основной части населения РФ представляются огромными и уникальными, давно реализованы во множестве государств. Например, биометрические документы в Малайзии и большинстве стран Евросоюза или системы продажи электронных билетов на любой вид транспорта в США и Чехии.
В России проблемы IT, по сути, ничем не отличаются от проблем, например, сельского хозяйства, государственного управления или металлургии. Уровень исполнения проектов, начиная со стадии концепции, вызывает по большей части лишь брезгливое недоумение, а ведь практического опыта в этой области мировое сообщество наработало более чем достаточно. Включая опыт в не слишком блещущих инфраструктурой и образованием государствах, таких как Индия.
Такая грустная картина связана прежде всего с тем, что основным заказчиком крупных IT-проектов выступает государство. Коммерческие структуры не определяют поведение этого рынка. Это приводит к тому, что у IT-компаний нет цели выполнить проект, довести его до конца, сделать работающим. Есть цель выиграть тендер и проект делать, делать максимально долго и по возможности дорого. Их можно понять, так как заказчик в этих случаях также не нацелен на результат. Замечу, что основная проблема здесь не коррупция, о которой так модно говорить, а некомпетентность, иногда просто глупость. Количество проектов, загубленных в результате некомпетентности, превышает число коррупционных проектов в разы.
В сегменте мелких и крошечных проектов бал правят розничные бренды и рекламные агентства, которые работают на них, что делает рынок маргинальным в исход ном значении этого слова - находящимся на границе между высокими технологиями и публикой, не имеющей ни малейшего представления об IT. Это провоцирует исполнителей проектов на упрощение подходов, снижение качества проекта, ведь в связи со спецификой рекламной отрасли главное здесь - скорость исполнения.
Итак, основная проблема IT-отрасли - воинствующая некомпетентность. Базовые проблемы любой отрасли в РФ - нежелание взять на себя труд и подумать о перспективах, желание моментальной наживы (не заработка, не прибыли, а именно наживы), неумение добиваться результата и нежелание работать добросовестно.
Какое место мы занимаем по развитости IT-технологий и объему интернет-стартапов? Важно понять, что количественные показатели - это еще не все. У нас, к примеру, довольно много нефти и газа, но что это нам дало в масштабах страны и применительно к уровню жизни? Насчитать количество интернет-проектов, интернет-бизнесов, которые все бросились зачем-то называть стартапами, можно почти любое. От десятка до десятков тысяч. На самом деле по сравнению с активностью малого и среднего интернет-бизнеса в США наш рынок пренебрежимо мал. Его как будто и вовсе нет. Студенты Массачусетского технологического делают стартапы уровня тех, которыми так гордится наш рынок, за выходные, просто ради смеха или на спор.
Об уровне развитости наших технологий легко может судить каждый. Работающие в рамках Москвы проекты воспринимаются, скажем, во Владимире как чудо. Электронные билеты? Бронирование мест через Интернет? Найти отель около федеральной трассы, когда едешь по ней ночью? Расплатиться в нем пластиковой карточкой? Бытовые потребности, которые обслуживают технологичные, мобильные решения, даже и в Москве работают довольно условно.
Тем не менее ситуация меняется. Куда медленнее, чем хотелось бы, однако это происходит. Конечно, такой довольно легкий прогресс будет недолгим, так как проблема некомпетентности встанет на пути каждого из проектов и решений.
Что необходимо предпринять, чтобы улучшить показатели по обоим пунктам? Необходимо добросовестно выполнять свою работу. Необходимо повышать квалификацию. Необходимо планировать свои действия. Совершенно необходимо умерить свои амбиции по поводу наживы и работать на прибыль, на качество и на перспективу, а не на то, чтобы через месяц купить дорогую машину или квартиру.
Некомпетентность хуже воровства. Удручающее качество интернет-бизнесов вызвано нередко тем, что владельцы проекта плохо себе представляют, что такое собственное дело.
Чудовищный уровень правовой грамотности и правосознания приводит к тому, что граждане даже не предполагают законным образом вести свой бизнес, платить налоги и так далее. Оправдывают свои действия тем, что у нас якобы такие законы и налоги, что вести бизнес честно невозможно. Оправдания не вполне беспочвенны, но если не вести бизнес законно, ситуация будет меняться слишком медленно и мы еще долго будем болтаться со своими амбициями ведущей державы на уровне стран третьего мира, да еще будем несчастны от этого.
Профессор Преображенский упоминал две крайне важные вещи: здравый смысл и жизненную опытность. Оба качества можно и нужно тренировать, постоянно развивать. Любой может это делать и таким образом повысить свои шансы на успех. Бесценную помощь нашей IT-отрасли оказало бы максимальное число отправленных "в люди" студентов, молодых специалистов. Пусть едут учиться куда хотят, пусть живут за границей. Это в перспективе десяти лет принесет нам огромную пользу и даст возможность качественно изменить ситуацию что в отрасли, что в стране. 10 лет - совсем немного для инвестиционного проекта, помните, что не нужно пытаться получить наживу завтра, лучше получить прибыль через месяц. В технологичных проектах и решениях это особенно актуально: завтрашняя нажива кончится послезавтра, а прибыль будет идти годами.