Молодежный белорусско-российский симфонический оркестр - успешный проект Союзного государства - побывал этим летом на гастролях в Чехии, которые были профинансированы Постоянным комитетом Союзного государства. Главным куратором коллектива является Госсекретарь Союзного государства Павел Бородин - благодаря его участию Молодежный оркестр стал визитной карточкой нашего общего государства.
Оркестр служит идеальной моделью международной организации, прекрасным примером культурного диалога. Участники коллектива - учащиеся элитного Республиканского музыкального колледжа при Белорусской академии музыки и знаменитой Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского.
До апреля этого года оркестром руководил заслуженный деятель искусств России, профессор Александр Якупов. Сегодня творческое руководство молодежным оркестром осуществляют сразу два опытных дирижера: кавалер ордена "Служение искусству", лауреат международных конкурсов Вячеслав Валеев из России и лауреат национальной премии "За духовное возрождение" Андрей Галанов из Беларуси.
Сегодня Вячеслав Валеев - гость "СОЮЗа".
- Вячеслав Ахметович, как делите власть?
- По-братски. На гастролях Андрей дирижировал Смольского и Хачатуряна, я - Дворжака, Мусоргского, Бизе - Щедрина. Правда, с российской стороны в оркестре было 60 ребят, а с белорусской - 20.
- В оркестре играют ребята от 15 до 18 лет, но критики отмечают высокий профессионализм оркестра. Как составлялась программа гастрольных концертов?
- Программу начали готовить под руководством Александра Якупова: взяли пять номеров из балета "Гаянэ" и один из "Спартака". Включили в программу концерт классика чешской музыки Дворжака и "Кармен-сюиту" Бизе - Щедрина в интерпретации Родиона Щедрина. Андрей Галанов предложил включить в программу концерт современного белорусского композитора Дмитрия Смольского для цимбал.
- Участники оркестра живут в Москве и Минске. Как проходили репетиции?
- У детей заканчивался учебный год, и мы с Галановым воспользовались возможностями скайпа: с его помощью все обсудили. Затем Андрей Галанов приехал на несколько дней в Москву, отрепетировал всю свою программу, мы обменялись комплектами партий. У нас было полное взаимопонимание, поэтому встретились уже в Чехии. Ребята были готовы репетировать и днем, и ночью, но я не видел в этом смысла. Я дал им возможность посмотреть город, отдохнуть...
- Где прошли концерты?
- Первый концерт прошел в большом зале Российского дома культуры и науки при посольстве РФ. А вот концерт в замке "Глубока над Влтавой" на границе с Австрией у нас не состоялся.
- Почему?
- Сцена была под открытым небом. Погода в Чехии часто меняется. Когда стали расставлять инструменты, подул сильный ветер, хлынул дождь. Мы успели забежать под навес и там простояли сорок минут. Вернулись в Прагу, чтобы дать концерт на Летней сцене Лихтенштейнского дворца, где располагается музыкальный факультет Пражской Академии исполнительских искусств. Но погода опять подвела. Программу концерта пришлось ужать. Акустика в этом месте была потрясающей - со всех сторон каменные дома, нет поглощающих поверхностей. Играли на подъеме. В середине концерта запели птицы.
- Какие произведения исполняли на бис?
- Пару номеров из балета "Спартак" Арама Хачатуряна.
- Как подготовлены белорусские музыканты?
- У них очень сильные виолончелисты.
- Какой была культурная программа у юных оркестрантов?
- Ребята гуляли по ночной Праге. Нас свозили на Чешское море. В городе Глубока мы жили в горном отеле. Прямо под окнами шумела река. Некоторые из ребят впервые увидели горы.
- Как дальше будет развиваться Молодежный симфонический белорусско-российский оркестр?
- Мы планируем до конца года совместные акции с белорусскими музыкантами в Москве и в Минске. Ребята сдружились и ездят друг к другу в гости, и хочется поддержать эти взаимоотношения. Будем делать новую программу с опорой на классику. Вопрос - в каких дозах будет исполняться современная музыка - будет решаться представителями каждой кафедры - духовой, струнной...
- Получается, что педагоги будут влиять на репертуар оркестра?
- Поскольку педагоги формируют будущего музыканта, мы обязаны прислушиваться к их мнению.
- Идея создания коллектива появилась в результате успеха международных мастер-классов для одаренных детей под девизом "Союзное государство - молодым талантам XXI века", состоявшихся в 2008 году в Москве. Будут ли мастер-классы продолжены, ведь в этом году их не было?
- Да, они будут продолжены. Это дело благое. Надо удерживать музыкальную образовательную планку.
В последние годы у нас закрываются музыкальные школы, и качество образования можно удержать в том числе за счет педагогов, которые у нас еще остались. Прошедший в этом году международный музыкальный конкурс имени Чайковского подтвердил, что наши пианисты - в лидерах.