Людям, занятым по найму, рано или поздно приходит в голову мысль, что все их успехи и заслуги присваивает себе руководство компании. К тому же им приходит довольствоваться фиксированной заработной платой и с нетерпением ожидать премии. Неудивительно, что со временем они начинают задумываться об открытии собственного бизнеса. О том, как это сделать, на примере салона сотовой связи рассказал РБГ Евгений Чичваркин.
- Стоит ли начинающему предпринимателю сразу выходить на московский рынок или лучше начать с регионов?
- Стартовые деньги на товар одни и те же и для Москвы, и для регионов. Стоимость аренды разная, но если все сделать правильно, то выручка должна пойти сразу же. В Москве возможностей больше, и я рекомендую начинать в Москве на рынке. Если сможешь быть успешным на Горбушке, точно сможешь быть успешным везде, в любом селе и городе, в любом из оставшихся часовых поясов.
- В чем особенности столичного рынка, а в чем регионального?
- В столице высокая конкуренция, большая аренда, большая стоимость рабочей силы. Больше рисков, но больше и возможностей. А в регионах рисков меньше, возможностей меньше, кое-где есть административный фактор, бандиты и прочий атавизм.
- Как найти место для салона сотовой связи?
- Непосредственно мимо дверей салона должно проходить максимальное количество людей в день.
- Чему отдать предпочтение: street retail или торговому центру и почему?
- Все индивидуально и зависит от места, но будущее за торговыми центрами, во всяком случае, в России. Потому что климат и потому что помещения на улице не приспособлены, чтобы быть магазинами.
- Какой должна быть оптимальная площадь салона сотовой связи?
- Зависит от потока людей. Меньше, чем 20-25 метров, некомфортно никакому покупателю. Но иногда, если нет другого помещения, нужно брать любое. На такой улице, как Тверская, салон 270 кв. метров полон людей.
- Каким должен быть ассортимент салона сотовой связи? Существуют ли здесь какие-то особенности?
- Таким, который в глазах потребителей является достаточным. А лучше всего, если он рождает фразу, что здесь все есть. Личные предпочтения владельцев или закупщиков не должны драматически сказываться на ассортименте.
- Какое время актуален телефон, который только что появился на рынке?
- От нескольких недель до 3-4 лет, как "А" серия Моторолы или Нокиа 88. Нокиа 6230 - 10 лет.
- Какова доходность мобильного телефона?
- Сейчас маржа 20 с небольшим процентов.
- Каков процент в общей выручке от продаж дополнительных услуг?
- Процент в выручке ничтожный, а в доходе - вполне весомый.
- Стоит ли делать обслуживание телефонов бесплатным в первые месяцы после открытия салона?
- Первое время и так обслуживание попадает под бесплатную гарантию, у покупателей это есть, это не является конкур преимуществом. Смягчить политику обмена и возврата - очень затратно, но можно.
- Каково должно быть количество работающего персонала в салоне?
- Чтобы успевали обслуживать, но при этом не мешали друг другу.
Если сотрудники двигаются, каждый способен принести 50 тыс. руб. выручки в день.
- Должно ли у него быть высшее образование?
- Нет, должна быть природная доброжелательность. И неленивость.
- Нужно ли брать сотрудников с опытом работы в других сетях или лучше обучить специально для себя?
- Люди с опытом в других сетях всегда способны привнести что-то новое. Чужим опытом нужно пользоваться.
- Каким должно быть главное требование, предъявляемое всем сотрудникам салона?
- Доброжелательность.
- Нужно ли нанимать охрану? И насколько "дорогим" и квалифицированным должен быть охранник или эффект будет достигнут уже от наличия человека в форме?
- Охранники чаще всего воруют телефоны. Его стоит нанимать только на большие флагманские магазины.
- Самая эффективная и самая малоэффективная реклама салона сотовой связи?
- Самая эффективная - наружка на магазине. Самая малоэффективная - реклама в газете.
- Сколько денег потребуется первоначально для открытия салона?
- Если договориться об отсрочке платежей по товару, можно уложиться в 10-15 тыс. долларов.
- На чем не стоит экономить, открывая салон сотовой связи?
- На людях и на кондиционере.
- В чем главный секрет успешного бизнеса в целом?
- Стоять по одну сторону прилавка с покупателем и дышать одним с ним воздухом.