Больше двух месяцев Беларусь, Россия и Казахстан живут по единым таможенным пошлинам, регулирующим ввоз легковых иномарок. В первую очередь это сказалось на Беларуси, где таможенные платежи для граждан на ввоз подержанных автомобилей были льготными. Однако косвенно оказались затронуты и интересы россиян, ведь они были частыми гостями на белорусских авторынках. Что же изменилось и каковы перспективы?
Отметим, что единое таможенное пространство реально работает на интересы простого автолюбителя. Гражданин любой страны из состава "тройки" может купить машину там, где посчитает это более выгодным. Чем и пользуются россияне, по-прежнему активно приезжая в Беларусь за автомобилями, но теперь в основном в автосалоны - за новыми. Главная причина - здесь такие машины не облагаются налогом на добавленную стоимость, а это около 20 процентов цены. К тому же в отличие от России, где налажена сборка многих иномарок, в Беларусь эти же модели поступают с зарубежных автозаводов. Многие считают такие машины более качественными и престижными.
Для белорусских автодилеров эта новая и достаточно неожиданная волна зарубежного спроса - и благо, и проблема.
- Российские покупатели, а их становится все больше, привозят валюту, которую из-за временных валютно-финансовых трудностей иным путем в Беларуси приобрести очень трудно, - комментирует ситуацию Илья Прохоров, бренд-менеджер автомобильного холдинга "Атлант-М", ведущего бизнес в Беларуси, России и Украине. - Однако есть и оборотная сторона медали. Машины уходят из страны, значит, все доходы от продажи для них запчастей и сервиса получают другие. Недовольны и российские дилеры - они теряют часть продаж, хотя и мизерную по сравнению с общим числом реализованных в России новых иномарок. Но и не продавать товар россиянам мы не имеем права - это нарушило бы белорусское законодательство...
То обстоятельство, что в Беларуси, в отличие от России, иномарки не облагаются НДС и акцизами, уже стало предметом обсуждения в российских экономических ведомствах. Дошло до предложений "ответных мер" для защиты национального рынка.
К слову, российские власти предприняли решительные шаги, чтобы предотвратить ввоз из Беларуси "бэушных" иномарок, поставленных в Беларусь с 1 января 2010 года. Для них шлагбаум на границе откроется только 1 января 2013 года. На машины, ввезенные ранее, фактически также нашли ограничитель - они должны обладать экологическим сертификатом не ниже уровня Евро-4. Между тем за предыдущие полтора года жители страны ввезли 450 тысяч подержанных иномарок. Как предполагается, около четверти из этого количества предназначалось для перепродажи россиянам. Однако эти надежды заработать оправдались лишь частично.
Что же делать с товаром на сотни миллионов долларов? Илья Прохоров видит три пути: подождать полтора года, когда рынок трех стран станет доступен для белорусских иномарок; продать их на внутреннем рынке; разобрать на запчасти. Однако ушлые "мастера" предлагают еще один вариант. В Интернете замелькали предложения всего за час сварганить экологический сертификат Евро-4 на любой автомобиль. Ясно, что рассчитана услуга на россиян. Можно только догадываться, насколько приемлемым окажется такой документ при постановке купленного в Беларуси автомобиля на учет в ГИБДД.
Сами белорусы готовятся к периоду скромности и даже воздержания в своих автомобильных амбициях. После девальвации национальной валюты цены в автосалонах рванули вверх. Разрешение продавать автомобили за СКВ пока получили лишь несколько дилеров. На вторичном рынке цены стремятся к российскому уровню, а предложение резко сократилось. Продавцы выжидают: что же будет дальше, когда в стране установится единый обменный курс белорусского рубля? Пока не проявила себя в полной мере и система покупки старого автомобиля в зачет нового. В России и других странах она успешно работает. Однако белорусские автолюбители, как правило, хотят получить за свою машину деньги в долларах или евро, а автодилеры не имеют возможности пойти им навстречу. Вопрос опять упирается в стабилизацию белорусского рубля, для чего, к слову, Россия немало делает. Кредит в 2 миллиарда долларов под гарантию активов ОАО "Беларускалий", который готов предоставить Сбербанк, ляжет в основу финансовой "подушки безопасности", так необходимой Беларуси.
... А на внешней границе Таможенного союза сегодня ничего не напоминает о том автомобильном ажиотаже, который царил там еще совсем недавно. Ввоз подержанных иномарок сократился в разы. Невыгодно. Со временем белорусским автолюбителям будет рациональнее приобретать автомобили российской сборки. И, возможно, даже делать это непосредственно в России.