Вчера в СМИ прошло сообщение, что минтранс уже рекомендовал Росавиации допускать к чартерным рейсам только крупные авиакомпании. И 15 сентября пройдет заседание, на котором будут распределять чартеры на зимний период. Однако в минтрансе "РГ" эту информацию комментировать не стали, сославшись на то, что официального документа с такой рекомендацией нет.
Советник руководителя Росавиации Сергей Извольский тоже уклонился от подробного разговора. Он лишь подчеркнул, что ведомство начало работать над поручениями президента. "Сейчас все прорабатывается, - сказал он. - На это нужен хотя бы месяц". На вопрос "РГ", не приведет ли уход с рынка части компаний к дефициту авиауслуг и подорожанию билетов на рейсы, Извольский просил не делать скоропалительных выводов и прогнозов.
Напомним, что накануне президент Дмитрий Медведев подписал перечень поручений по итогам совещания по расследованию причин катастрофы самолета Як-42 в Ярославской области. Среди них - принятие срочных мер по обеспечению субсидирования лизинга гражданских самолетов, соответствующих современным требованиям к летной годности, причем независимо от государства-производителя, а также по обеспечению субсидирования местных и региональных перевозок. Также планируется повысить штрафы за нарушение правил подготовки и выполнения полетов.
А до 15 ноября правительству надо будет разработать комплекс мер по прекращению деятельности авиаперевозчиков, неспособных обеспечить безопасность полетов. Однако в СМИ некоторые эксперты уже предположили, что в России останется не более 4-7 сильных авиакомпаний, а остальные будут вынуждены покинуть небо.
Как объяснил "РГ" руководитель аналитической службы агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев, говорить о том, что именно мелких авиаперевозчиков отлучат от полетов, в том числе и от чартерных, некорректно. Здесь, по его мнению, речь идет о том, что при выдаче разрешений будет отслеживаться ряд параметров, одним из которых станет уровень безопасности. И мелким компаниям будет сложнее получить это разрешение, так как они чаще используют старую технику. Что касается возраста самолетов, то эксперт не видит оснований, чтобы при выдаче разрешений руководствоваться только наличием у перевозчика "советских самолетов". Важнее, чтобы в компании были "живые" документы, которые неукоснительно исполняются всеми сотрудниками, то есть своя действующая система безопасности, отмечает Пантелеев. Что же до выдачи разрешений на чартерные рейсы, то, по мнению эксперта, это рычаг, с помощью которого можно сократить число авиакомпаний, лишив их доступа к деньгам, поскольку такие перевозки очень выгодны.
Вчера же группа экспертов - заслуженных летчиков дала пресс-конференцию, на которой предложила свое видение, как изменить ситуацию в авиации.
С сокращением числа малых авиаперевозчиков эксперты согласились, но с оговоркой. Если благодаря укрупнению авиакомпаний появятся деньги на безопасность, то почему нет? Однако они выразили опасение, что могут пострадать региональные перевозки. За последние 20 лет число аэропортов в труднодоступных городах Дальнего Востока и Сибири сократилось на тысячу, а отток населения в итоге составил три миллиона человек. Не продолжится ли этот процесс? "Главное не сколько самолетов в авиапарке, а исправны ли они. Обеспечивается ли безопасность полетов, хорошо ли обучен персонал", - сказал бывший замминистра гражданской авиации Олег Смирнов.
Сомневаются эксперты и в том, что положение кардинальным образом улучшится, если мы начнем массово закупать самолеты иностранного производства. "Где мы возьмем инфраструктуру, под которую они рассчитаны?" - задал вопрос летчик-испытатель Александр Акименков. К тому же, продолжает он, когда сертифицируют иностранные самолеты для России, допускают, что информация об эксплуатации прилагается на английском языке. Но иностранными языками владеют в основном экипажи, работающие на международных авиалиниях. В регионах, особенно на внутренних линиях, люди не знают английский настолько хорошо. А значит, обеспечить эффективную эксплуатацию невозможно, считает он.
Практически при всех последних авариях сами самолеты были исправны, значит, главная проблема не в машинах. И напомнили о новых федеральных авиационных правилах. "Из них, к примеру, ушло такое святое для летчиков понятие, как высота принятия решения, ниже которой нельзя было спуститься, чтобы потом в случае необходимости уйти на второй круг", - рассказал пилот гражданской авиации, специалист по безопасности полетов Владимир Герасимов. И добавил - большинство самолетов, разбившихся в последнее время, упали буквально в километре от аэропорта, и не исключено, что это произошло как раз по этой причине. "А вообще с начала действия ФАПов летчики представили в минтранс несколько сотен замечаний к ним, но они так и не были учтены", - сказал он.
Эксперты также предложили экономические механизмы. Субсидировать процентную ставку кредитов, взятых на переоснащение не только самолетов, но и аэропортов. Предоставить налоговые льготы авиастроению и установить госстандарты подготовки летчиков.