20.09.2011 00:03
Культура

В Омске пройдет фестиваль молодых театров

Молодые театры страны в восьмой раз соберутся в Омске
Российская газета - Федеральный выпуск: №209 (5585)
Читать на сайте RG.RU

В восьмой раз в октябре в Омске пройдет единственный в своем роде фестиваль молодых театров.

Он откроется русской классикой - спектаклем "Три сестры" А. Чехова, поставленным Петербургским небольшим драматическим театром, руководит которым лауреат премии "Золотая маска" Лев Эренбург.

В числе участников - театр "Особняк" (Санкт-Петербург), студия Soun Drama Владимира Панкова (Москва), Хакасский музыкально-драматический театр "Читiген", Новосибирский театр под руководством Сергея Афанасьева, представляющий свои новые работы на каждом фестивале молодых театров, и четыре омских труппы. Арт-проект "Цвет звука" (Москва) привезет мультимедийный спектакль "CV. Рахманинов" - это попытка поиска нового сценического языка. Вне конкурса свои спектакли покажут театры Румынии, Молдовы, Израиля, Финляндии, Таджикистана. Состоится мини-мастерская американской пьесы.

А родилось фестивальное движение в 2002-м, по инициативе тогда одного из самых юных театральных коллективов - "Пятого театра". Его возглавил молодой режиссер ТЮЗа Сергей Рудзинский. Штат - девять человек. Дома нет, поначалу жили на подселении в Доме актера. Но с какой же радостью вспоминают актеры эти неудобства, бедность, свою робость перед загадочным будущим и свою веру в то, что будущее прекрасно. Сергей Рудзинский создавал не студию, не площадку для экспериментов, а театр, который должен занять свое место в культурной жизни города. Он просил: "Играйте Мольера так, будто вы пьете бокал шампанского". Призом Новокузнецкого фестиваля малых форм была отмечена "Похвала глупости" Э. Роттердамского, три премии за спектакль "Фиктивный брак" В. Войновича театр привез из Ростова с фестиваля "Русская комедия: от Фонвизина до наших дней". Тогда мало кому известный театр из Омска обратил на себя внимание столичной критики. Успех стал самой лучшей поддержкой в непростой жизни молодого коллектива.

Но в 1994 году Сергея Рудзинского не стало. Он ушел из жизни в расцвете творческих сил, неожиданно.

Утрата творческого лидера - тяжкое испытание не только для молодых, но и для зрелых театров. Конечно, не обошлось без растерянности и страха перед будущим, без споров, в каком направлении дальше двигаться.

Теперь заявленную идею театра-дома, двери которого открыты для зрителей, воплощает директор "Пятого театра" Александра Юркова, ученица легендарного директора театра драмы Мигдата Нуртдиновича Ханжарова. Он наставлял Юркову: "Настоящим директором станешь только тогда, когда научишься разговаривать с режиссерами". Юркова училась. Один за другим в театр приезжали именитые постановщики - Анатолий Праудин, Иван Поповски, Марина Глуховская, Борис Цейтлин, Вениамин Смехов, Николай Дручек, Олег Юмов, Сергей Пускепалис. В первые же годы по числу поездок на фестивали "Пятый" обогнал все омские театры. Рекорд был в 1998 году - театр участвовал в одиннадцати театральных форумах.

Не просто обживали выделенное помещение ДК Судоремонтного завода. Поначалу делили здание с клубом "Кому за 30", причем спектакли шли в будни, а танцам-знакомствам были отведены выходные. Сегодня зрители этого уже не помнят. Домкультуровский дух с залом, предназначавшимся для официальных мероприятий, окончательно выветрился после реконструкции, которую практически без остановки работы, в межсезонье, провели при поддержке губернатора области Леонида Полежаева. Родился стильный, современный образ театра: зал с красными, оттенка киновари стенами, элегантными светильниками и удобными креслами, фойе, где одна выставка сменяет другую, легко превращаясь еще в одну сценическую площадку.

Творческий коллектив словно по ступенькам вел своего зрителя от увлечения легкими комедиями к классике и философичным пьесам. В поисках своего пути в "Пятом" один за другим рождались амбициозные проекты: три спектакля по Достоевскому, три - по Гоголю. Фестиваль японской культуры в Омске по инициативе "Пятого театра" получил неожиданное продолжение. После постановки спектакля "Етеке - невеста обезьян" художник Роо Мацусита в Академическом театре драмы с режиссером Владимиром Петровым создали спектакль "Женщина в песках" Кобо Абэ, отмеченный тремя "Золотыми масками". Роо Мацусита перед смертью завещал часть своего праха предать земле в полюбившемся ему Омске, что и было сделано. А началась эта успешная и трогательная история дружбы японских и сибирских театральных деятелей с дерзкой идеи Александры Юрковой. Юный театр стучался во все двери со смелостью отрока, которому неведомы комплексы. И в результате - даже за самыми солидными из них после знакомства выказывали уважение без снисходительности к настойчивому незнакомцу.

Народный артист России Вениамин Смехов сказал об омских зрителях: "Их кипучая реакция на фестивальные спектакли похожа на горячий ключ Ачаирского монастыря" (этот источник почитают омским чудом). На первом фестивале спектакли показали 12 театров. Программа восьмого форума, который пройдет с 21 по 30 октября, включает уже 17. Чтобы выбрать участников, отборочная комиссия отсмотрела 156 спектаклей, отдавая предпочтение тем театрам, что доказывали свою состоятельность осмысленным творчеством, интересным поиском, а не разовым скандалом, не разрушением всего и вся.

Драматический театр Омск Сибирь