Стать полноценной транспортной магистралью Севморпути мешает пока отсутствие полноценной системы связи и навигации и проблемы с транспортной доступностью портов. Однако есть самое главное - свободная ото льдов вода, по которой можно делать коммерческие рейсы. 12 судов с грузами уже прошли по этому маршруту.
В этом году площадь льдов в арктическом бассейне уменьшилась до рекордных значений. В сентябре был побит рекорд минимального количества льда. Площадь ледового покрова составила менее 4,2 миллиона квадратных километров, уменьшившись за последние 30 лет в 2 раза.
Это открывает новые возможности для навигации и добычи полезных ископаемых в Арктике, отметил в своем выступлении на втором международном форуме "Арктика - территория диалога", проходящем в Архангельске, вице-президент Российской академии наук Николай Лаверов.
По словам министра природных ресурсов Юрия Трутнева, в российской арктической зоне сосредоточено 279 месторождений нефти и газа. Добыча углеводородов обеспечивает 11 процентов национального дохода, подчеркнул министр, при этом 40 процентов всего экспорта энергоресурсов обеспечивается именно арктическим регионом.
При этом сегодня практически весь объем добычи осуществляется на континентальных месторождениях, шельфовые остаются вне "зоны доступа". Причина проста. Разработка таких месторождений дороже. Здешняя нефть высокосернистая и, соответственно, более дешевая, зачастую добывать ее просто невыгодно. Решению этой проблемы могут помочь предложения минэнерго, которые включают в себя отказ от нынешних налогов и введение единого налога на дополнительный доход для компаний, ведущих разработку на шельфах. Новая система, которая позволит сделать разработку морских месторождений выгодной, может заработать уже в 2012 году.
Однако помимо вопросов добычи очень важной становится транспортировка. И здесь у Северного морского пути с точки зрения экономики конкурентов мало. Действительно, при следовании через высокие широты расстояние сокращается на 34 процента по сравнению с так называемым эталонным маршрутом Роттердам - Иокогама через Индийский океан. Время в пути сокращается с 33 до 20 суток, а экономия топлива достигает 800 тонн топлива в расчете на "среднестатистическое" судно.
Пока же грузопоток через высокие широты составляет всего 10 процентов от того, который пропускает транспортный морской коридор через Суэцкий канал.
Проблема в том, что, во-первых, на данный момент тарифы за проводку судов достаточно высоки. Также не решен до конца вопрос с обеспечением качественной связью и навигацией на всем протяжении Севморпути. Есть вопросы и с транспортной доступностью портов - существующая железнодорожная сеть пока не готова к большому объему грузов. В этом году объем перевезенных грузов пока составил 680 тысяч тонн, и участники форума уверены в том, что он достигнет миллиона тонн, превысив показатель прошлого года в пять раз. На данный момент ледокольным флотом осуществлена уже 21 ледокольная проводка по транспортному коридору вместо всего 10 в прошлом году.
Вместе с тем к 2016 году Россия может остаться без ледокольного флота. Нужно срочно обновлять существующие корабли, в настоящее время в высокоширотной навигации задействованы 10 судов, и в этом уже есть определенные подвижки. Так, по словам министра транспорта Игоря Левитина, в трехлетнем бюджете заложено 20 миллиардов рублей на постройку нового атомного ледокола. Также он заявил, что предусмотрены средства на строительство 3 мелкосидящих дизельных ледоколов, которые, являясь судами нового, более современного класса, будут способны после постройки заменить 5 старых судов.
Существуют и вопросы законодательного обеспечения. Соответствующий закон о Севморпути уже внесен в Госдуму, и в рамках форума глава минтранса попросил главу МЧС Сергея Шойгу и спецпредставителя президента по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике, депутата Артура Чилингарова, чтобы он был принят уже в наступившую осеннюю сессию.
В кулуарах форума министр рассказал журналистам, что вопросы стоимости ледовой проводки, закрепленные в законе, будут целиком и полностью регулироваться государством. "В новом законе будет установлено, что ледовая проводка - это монопольный сектор. В связи с этим в законе установлено, что тарифы будут регулироваться Федеральной службой по тарифам. То есть это уже не будет та стоимость проводки, которую назначает владелец или арендатор (судна. - "РГ"), это будет государственная ставка по проводке судна", - подчеркнул Левитин.
Для того чтобы Севморпуть стал полноценной транспортной магистралью, необходимо также обеспечить его на всем протяжении связью и навигацией. Об этом рассказал глава МЧС Сергей Шойгу, который подчеркнул, что "вопросы надежного и бесперебойного транспортного сообщения приобретают особое значение в связи с перспективами развития маршрута. Нужно создавать здесь систему современной связи и навигации". Причем при ее создании планируется опираться на "отечественные достижения науки и техники, отечественные разработки", - подчеркнул министр.
Новые вышки и ретрансляторы для приемов сигналов ГЛОНАСС устанавливаются уже сейчас, и Севморпуть будет ими полностью обеспечен в самое ближайшее время, заявил глава минтранса Игорь Левитин.