04.10.2011 00:22
Общество

Система ГЛОНАСС повысит точность мониторинга над Россией до 3-5 см

Россия восстановила орбитальную группировку системы ГЛОНАСС
Текст:  Наталия Ячменникова
Российская газета - Федеральный выпуск: №221 (5597)
Читать на сайте RG.RU

С космодрома "Плесецк" успешно запущена ракета "Союз-2.1Б"  с разгонным блоком "Фрегат" и навигационным спутником "ГЛОНАСС-М".

Как отметил заместитель руководителя Роскосмоса Анатолий Шилов, Россия впервые после 15-летнего перерыва восстановила орбитальную группировку ГЛОНАСС. Сейчас у нас летают на орбите 28 навигационных спутников, из которых по целевому назначению используются 23. Группировка из 24 аппаратов позволяет принимать сигналы ГЛОНАСС без ограничений по всему миру. Но, пожалуй, настоящий перелом в ситуации произойдет после запуска кластера из трех аппаратов "ГЛОНАСС-М", который намечен с космодрома Байконур в ноябре. Там сейчас полным ходом идут испытания и спутников, и ракеты-носителя "Протон-М".

Напомним: первые "навигаторы" имели срок активного существования всего 3 года. Им на смену пришли аппараты "ГЛОНАСС-М", которые должны служить на орбите 7 лет. А вот новые аппараты "ГЛОНАСС-К", первый из которых был запущен в феврале нынешнего года и сейчас проходит летные испытания, имеют гарантию активной работы уже на 10 лет.

Кстати, на "ГЛОНАСС-К" впервые установлен штатный ретранслятор КОСПАС-САРСАТ. Это самая гуманная система из работающих в космосе - Международная спутниковая система поддержки поисково-спасательных операций, подчеркивают эксперты. Так, за время ее работы с 1982 по 2010 год благодаря спутниковым сигналам с помощью КОСПАС-САРСАТ удалось спасти свыше 30 тысяч человек. А на очереди еще более совершенные космические аппараты - "ГЛОНАСС-КМ".

Перспективы у системы огромные. Так, до 2020 года будет развернут еще ряд группировок от "низколетов", на которых будут располагаться картографические, геодезические и связные спутники, до высокоэллиптических орбит, на которых будут располагаться спутники перспективной системы "Арктика". Как рассказал "РГ" один из специалистов, ведутся исследования возможностей создания секционной наклонной орбиты, которая повысит точность мониторинга над территорией России до 3-5 метров!

ГЛОНАСС - это технологическая основа для интеллектуальных транспортных систем. По оценкам Российской академии транспорта, каждый час, проведенный в пробке легковым автомобилем, обходится государству в 500 рублей. А ущерб только по Москве - 38-40 млрд рублей в год. Так что экономический эффект тут вне всяких сомнений.

Разрабатывается и еще один важный проект - "Социальный ГЛОНАСС". По данным МВД, в России ежегодно пропадает свыше 120 тысяч человек, в том числе 23 тысячи - несовершеннолетние. Находятся лишь 80 процентов. Поэтому речь идет о создании системы персонализированной навигационно-информационной поддержки и обеспечения оперативного оказания экстренной помощи престарелым, людям с ослабленным зрением, детям. И все это лишь малая толика возможностей, которые открывает ГЛОНАСС.

Как говорит генеральный директор и генеральный конструктор компании "Российские космические системы", генеральный конструктор системы ГЛОНАСС Юрий Урличич, в создание системы были вложены большие деньги, но сегодня ГЛОНАСС возвращает долги. "Спутниковая навигация - обладает колоссальным потенциалом для дальнейшего развития, - подчеривает он. - В ближайшие годы ее ждет такой же бум, который недавно пережила мобильная связь".

Космос