Программа утилизации грузовых автомобилей, старт которой был назначен на 2012 год, потеряла актуальность из-за стремительного роста рынка. Продажи грузового транспорта растут и в господдержке не нуждаются, решили в минпромторге.
Таким образом, программа утилизации грузовых автомобилей и автобусов, анонсированная на следующую весну, скорее всего в 2012 году запущена не будет, прогнозируют аналитики рынка. Во всяком случае в бюджете на будущий год средства на эту программу не предусмотрены.
Напомним, ранее предполагалось, что государство будет стимулировать приобретение новых грузовиков с тоннажем от 3,5 т. Размер утилизационной премии не был окончательно определен и колебался от 150 тыс. до 250 тыс. руб. Тогда аналитик "ВТБ-Капитал" Владимир Беспалов оценивал продажи грузовиков по программе на уровне 20 тыс. машин в год. Программа обновления автобусов должна была субсидироваться через минрегион - предполагалось, что размер субсидии составит 30-50% стоимости машины. За три года реализации программы планировалось заменить 4 тыс. автобусов малого класса, 5 тыс. автобусов среднего класса и 3,5 тыс. автобусов большого класса.
"В программе нет острой необходимости, поскольку рынок грузовиков сейчас бурно растет, - заявил директор департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения минпром-торга Алексей Рахманов. - Мы не отказываемся от идеи обновления грузового парка, но формат обновления сейчас обсуждается. Программа утилизации грузовиков не является главной в обновлении парка, так как и без господдержки рынок грузового транспорта растет".
Сами участники рынка тоже считают, что грузовой рынок восстанавливается столь быстрыми темпами, что стимулирование спроса на нем уже неактуально. В КАМАЗе, который контролирует 50% российского рынка грузовой техники и мог бы получить основную поддержку от программы, согласны с этим.
"Этот рынок восстанавливается быстрыми темпами, мы едва успеваем за его развитием. И если государство запустит еще и утилизационную программу, то мы просто можем не успеть нарастить производство, - рассказал "РБГ" директор по маркетингу и рекламе КАМАЗа Ашот Арутюнян. - Мы ожидаем, что в следующем году рынок грузовой техники приблизится к отметке 120 тыс. машин. Интерес к утилизационной теме по сути потерян, так как мы не произведем и не потянем столько".
К слову, значительный рост рынка уже заставил КАМАЗ отложить собственную программу утилизации, по которой компания планировала продать около 3 тыс. грузовиков.
Еще один автопроизводитель -Группа ГАЗ - уверяет, что данная программа не расценивается компанией как поддержка автопроизводителей. "У Группы ГАЗ объем производства грузового транспорта не самый большой, но мы не расцениваем программу утилизации грузовиков как поддержку автопроизводителей. Скорее мы расцениваем ее как стимулирование модернизации коммерческого автотранспорта", - отметила вице-президент Группы ГАЗ Елена Матвеева.
Ситуация с автобусами несколько сложнее. По оценкам Группы ГАЗ, которая контролирует около 70% рынка, выбытие машин из автобусного парка регионов в среднем в 1,2 раза повышает пополнение. По словам Елены Матвеевой, в группе все еще рассчитывают, что в окончательной версии бюджета деньги на финансирование этой программы должны появиться. Но аналитики рынка утверждают, что скорее всего этого не произойдет, потому что деньги на следующий год уже распределены, вряд ли минрегион сможет найти дополнительные средства.
Правда, по словам первого вице-премьера Виктора Зубкова, правительство выделит 3,7 млрд руб. на программу утилизации сельхозтехники. Аналитики рынка считают, что программа может быть запущена уже в этом году и финансироваться из дополнительных доходов бюджета 2011 года, которые будут распределяться в октябре. Схема обсуждается, но, вероятно, "Росагролизинг" будет субсидировать 15% цены техники, а затем эти деньги компенсирует минсельхоз.
При этом речь идет не о полноценной утилизации старой техники, как это было с легковыми автомобилями. "Сельхозпроизводителю будет достаточно просто снять старый комбайн или трактор с учета, поскольку эту технику сложно транспортировать к пунктам утилизации. Логично, если фермеры могли бы, например, разобрать ее на детали, - отметил директор "Росагромаша" Евгений Корчевой. - Программа поможет закупить 7-12 тыс. единиц сельхозтехники. Основную поддержку может получить "Россельмаш", а также Петербургский и Минский тракторные заводы. Мы надеемся, что программа стартует в ноябре - декабре, потому логичнее всего запускать ее в межсезонье, чтобы фермеры могли спокойно закупить технику и начать использовать ее весной".
Кроме того, сейчас в России действует льготный обмен старой военной техники на новую под эгидой минобороны, а также готовится программа утилизации комбайнов, тракторов и других сельскохозяйственных машин, которую будет курировать минсельхоз.
Помимо этого в ближайшем будущем чиновники планируют запустить новую программу и в ее рамках обеспечить машинами малоимущих россиян, рассказал Алексей Рахманов. Новой программой предположительно займутся минпромторг и минэкономразвития.
Эксперты отнеслись к идее создания такой программы весьма скептически - не секрет, что в нашей стране многие получают зарплату в конвертах либо вообще числятся безработными, при этом имея неплохой заработок. И если предположить, что для получения субсидий будет достаточно лишь справки о том, что зарплата составляет 5-10 тысяч рублей, сотни тысяч россиян воспользуются льготами, которые на самом деле им не положены. "Учитывая уровень доходов малоимущих граждан, покупка автомобиля для них, пусть и с учетом предоставления существенных скидок, неподъемная вещь, - заявил Владимир Беспалов. - Конечно же, ответственность ляжет в том числе и на государство, но большинству тех, на кого может быть ориентирована будущая программа, все равно придется брать кредит. А кредитные организации с большой неохотой выдают кредиты для покупки автомобилей лицам с невысокими доходами. В случае если человек не сможет выплатить кредит, банку придется самому реализовывать машину".
Однако Алексей Рахманов считает, что такая программа вполне реальна, поскольку уже к концу текущего года предполагается выпустить на рынок российский автомобиль стоимостью около 220 тыс. рублей - Lada Granta.
Что же касается слухов о возобновлении проекта по утилизации легковых автомобилей, то об этом не может идти и речи, заявляют чиновники. "Госпрограмма оздоровила рынок, помогла АвтоВАЗу, но к данному моменту полностью изжила себя, - считает Алексей Рахманов. - Она только замедлит ситуацию в коммерческом секторе. Уже в ближайшие месяцы дилеры передадут новым владельцам все купленные по программе утилизации машины. На сегодня из 601 тысячи человек за руль новых авто сели 512 тысяч". Активнее всего, отмечают эксперты, льготами пользовались жители Москвы, Петербурга, Татарстана, Нижегородской и Самарской областей. Всего же участие в программе приняли 73 региона, 218 городов и 1902 дилера.
Абсолютным рекордсменом по "утильным" продажам стал АвтоВАЗ: на новые "Лады" пришлось 77% от всех сертификатов, выданных взамен отправленного под пресс автохлама. К слову, 47% от этого числа - вазовская "классика". Это, отметил Рахманов, не слишком радостный показатель, ведь получается, что автовладельцы меняли старые авто на старые. "Однако есть и плюсы: стране удалось создать целую сеть утилизационных пунктов, и это первый шаг на пути к появлению в России новой отрасли - рециклинга, то есть переработки, - заявил г-н Рахманов. - А дальше - больше: вполне возможно, что в нашей стране будет создана система контроля над полным жизненным циклом автомобилей".