У родоначальника автомобилестроения России - завода ЗИЛ, появился еще один шанс возродиться. Побывав на предприятии, мэр города Сергей Собянин подтвердил вчера планы правительства Москвы организовать на его базе новое автопроизводство.
Приехал мэр с самого утра сюда прежде всего для того, чтобы поздравить коллектив зиловцев с 95-летием завода. Подошел к рабочим на главном конвейере, с каждым поздоровался за руку. Поинтересовался: "Работает?" Вопрос прозвучал неспроста - лента конвейера движется так медленно, что не сразу и заметишь это. Позже директор по работе с персоналом Виктор Агафонов скажет корреспонденту "РГ": " А что вы хотите? Самая медленная скорость. 25 грузовиков в день сходит с него, за год нынче будет три тысячи. А в 1989 году, например, когда завод произвел 210 тысяч автомобилей, в день выпускалось по 700 машин".
Московские власти смотрят на перспективы завода с гораздо большим оптимизмом. И, надо сказать, имеют для этого все основания. Ведь еще в начале года ЗИЛ был уже на грани банкротства. Конвейер стоял, зарплата не выплачивалась - задолженность по ней накопилась в размере 200 млн рублей. Ходили слухи, что правительство Москвы (столица - главный акционер АМО ЗИЛ, ей принадлежит 64,7 процента акций) вот-вот пустит бывший автогигант с молотка.
Но, побывав в мае на предприятии, мэр Москвы Сергей Собянин принял другое решение. Первым делом он уволил прежнего гендиректора Константина Лаптева (который, несмотря на бедственное состояние предприятия, по словам мэра, получал такую зарплату, что ее вполне бы хватило на погашение задолженности всему коллективу) и назначил на его место 36-летнего Игоря Захарова с "Ижавто". Затем распорядился погасить долги по зарплате, восстановить конвейер и, не успокаиваясь на этом, продолжить поиск инвесторов, новых технологий, так как продукция ЗИЛа - шеститонные грузовики и трехтонные "бычки", - в любом случае устарела.
В сентябре главный заводской конвейер снова заработал. Как заявил "РГ" Игорь Захаров, произошло это благодаря поддержке правительства Москвы, выделившего из бюджета на реанимацию ЗИЛа 3 миллиарда рублей.
Идут, по его словам, полным ходом и переговоры с инвесторами, которые могли бы вложиться в развитие ЗИЛа. "Предложений много, - рассказал гендиректор. - Москве интересны инвесторы, которые хотели бы организовать сборку автомобилей и автобусов по лицензии. Рассматриваются и проекты по выпуску метровагонов и эскалаторов. На чем именно город остановился, сказать пока трудно. Очевидно лишь то, что условия на ЗИЛе есть для реализации любого проекта при его территории в 280 гектаров".
Впрочем, по предварительным прикидкам, под промышленность достаточно оставить гектаров 50, остальные город намерен пустить под жилье. В правительстве Москвы уверены: если эти планы будут реализованы, завод сможет сохранить свой бренд, мощности и головного, и дочерних предприятий будут загружены, а значит, 11 тысяч москвичей и жителей областей, в которых расположены его цеха, не потеряют своих рабочих мест.
Справка "РГ"
Первый автомобильный завод в Росии, которым и стал ЗИЛ, был создан в 1916 году по указу Николая II. Большую роль в его развитии до революции сыграли промышленники Рябушинские. В летопись Великой Отечественной войны завод вошел своим легендарным грузовиком ЗИС-5, или "Захаром", как его любовно называли бойцы, а также снарядами для "катюш", бронированной сталью, автоматами ППШ и другой продукцией, работавшей на победу. Падение завода началось с 1991 года. В те же годы правительство Москвы приобрело его, пообещав превратить в современное производство. Попытка оказалась неудачной. Впереди еще одна.