Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России продолжают удивлять. С января по сентябрь они выросли на 45 процентов и составили почти два миллиона авто. Сохранится ли такой темп в следующем году без господдержки? Ответить утвердительно на этот вопрос эксперты затрудняются.
Текущие оптимистичные данные привел вчера комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). А его председатель Дэвид Томас отметил, что до конца года ситуация будет оставаться позитивной в связи с тем, что кредиты оставались вполне доступными. В итоге продажи вырастут до 2,45 миллиона штук. Против 1,91 млн штук в 2010 году. "Это выглядит легко достижимым", - заявил Томас.
Структура продаж неизменна уже год. Девять из "топ-десятки" самых продаваемых моделей произведены в России. Лидером продаж по-прежнему остается АвтоВАЗ - за первые 3 квартала 2011 года в стране было продано 443 917 автомобилей Lada.
За эту модель в 9-10 тысяч долларов россияне выложили примерно 4,5 миллиарда долларов. Самая популярная отечественная иномарка в России - Chevrolet (126 899 машин). Hyundai реализовал 114 161 авто. Далее в списке идут KIA, Renault, Nissan, Toyota, Ford, Volkswagen, Daewoo. Их средний ценовой диапазон - 21-22 тысячи долларов.
В среднем на покупку автомобилей произведенных и собранных в России, граждане потратили около 15-17 миллиардов долларов, что в любом случае больше, чем на "чистые" иномарки, считает глава аналитического агентства "Автостат" Сергей Целиков. А это значит, по его мнению, что концепция правительства по развитию отечественного автопрома сработала.
Второй статьей "роста" стал импорт легковых автомобилей. По данным Федеральной таможенной службы, в январе-августе 2011 года в Россию было ввезено на 57 процентов иномарок больше, чем в 2010 году, то есть 609,5 тысячи штук на сумму 11,5 миллиарда долларов. Средняя стоимость этих автомобилей, как правило, премиум-класса начинается от 28-29 тысяч долларов.
Между тем продолжения "банкета" в 2012 году эксперты "РГ" не ожидают. "Думаю, стремительные темпы роста рынка продаж в следующем году замедлятся", - говорит Сергей Целиков. На это, по его мнению, повлияет сумма факторов, связанных со стимулирующими мерами государства: программа утилизации заканчивается, и льготное кредитование заканчивается. Внутренний спрос приближается к насыщению. Не изменится и покупательная способность населения. Особенно если Россию сильно затронет новая волна кризиса. "Рынок обязательно "просядет", - говорит эксперт. По мнению Целикова, банки, которые сегодня представляют автокредиты чуть ли не под 4-5 процентов, ужесточат условия кредитования и процентные ставки.
Пойдет ли правительство на то, чтобы в очередной раз продлить программы по стимулированию спроса на покупку автомобилей, неизвестно. Эксперты считают, что с повестки дня этот вопрос не снимается.