17.10.2011 00:40
Авто

ФАС упростит жизнь российским автовладельцам

ФАС намерена разрушить монополию на рынке гарантийного авторемонта
Текст:  Татьяна Зыкова
Российская газета - Федеральный выпуск: №232 (5608)
Читать на сайте RG.RU

Федеральная антимонопольная служба проводит расследования в отношении нескольких официальных автодилеров и производителей автомобилей (дистрибьюторов) по фактам установления цен перепродажи запчастей, что, по мнению ФАС, приводит к необоснованному удорожанию стоимости технического обслуживания автомобилей, находящихся на гарантии. Об этом сообщил "РГ" замначальника управления контроля социальной сферы и торговли Федеральной антимонопольной службы Михаил Федоренко.

Таким образом, ФАС хочет приостановить разгул цен на закрытом рынке автосервисного обслуживания.

В ФАС поступают жалобы как от автовладельцев, на высокую стоимость технического обслуживания гарантийного автомобиля, так и от автодилеров - на производителей автомобилей на одностороннее расторжение дилерских договоров, лишение квот на автомобили. От независимых сервисных центров - на невозможность приобретения у автопроизводителя оригинальных запчастей. Одна из последних жалоб - на уменьшение в два раза интервалов пробегов автомобиля между гарантийными ТО. В результате автовладелец вынужден в два раза чаще приезжать на ТО и платить в два раза больше. Рынок устроен так, что при покупке нового авто гражданин имеет широкий спектр предложений по ценам, и ни один из автопроизводителей, диллеров на рынке не является монополистом или доминантом, поясняет Михаил Федоренко. Но как только вы купили авто, рынок "схлопывается" для вас до одной конкретной марки.

Проходить ТО, осуществлять гарантийные ремонты вы можете только у конкретного дилера. Проверки ФАС показали, что практически все производители поясняют автовладельцам, что обслуживаться в других центрах не запрещено, но возникает риск потери гарантии, в результате автовладелец вынужден идти к авторизованному дилеру и платить за ТО значительно дороже, чем эти же услуги стоят в других центрах. И, как правило, эти же самые работы у официальных дилеров значительно дешевле, как только у авто заканчивается гарантийный срок. В результате "слаженной работы" автопроизводителя и дилера одни не пускают новых дилеров на рынок, другие держат высокие цены на гарантийные ремонты и ТО, люди - заложники этой ситуации.

"Мы предлагаем автопроизводителям открыть рынок гарантийных ремонтов и ТО автомобилей, находящихся на гарантии. Это не означает, что мы за то, чтобы в любом гараже начали производить такие работы, а производитель вынужден был принимать это как данность, неся и финансовые, и репутационные потери. Но мы считаем, что производители (дистрибьюторы) должны дать возможность аккредитации сервисным центрам, обладающим необходимой технической и кадровой базой", - говорит Михаил Федоренко. Если участники рынка не отреагируют и не предпримут адекватных мер, то антимонопольные расследования и дела в этой сфере будут продолжаться, предупреждает он. "Спусковым крючком" для ФАС стали проверки в 2009-1010 годах, во время которых выяснилось, что продавцы и авторизованные автоцентры по ремонту иномарок фактически монополизировали этот рынок, запретив заходить на него конкурентам. Так, дистрибьюторы монополизировали рынок гарантийных запчастей, а дилеры - рынок ТО гарантийных автомобилей. К нарушителям могут быть применены оборотные штрафы от 1 до 15 процентов. Антимонопольное законодательство запрещает для доминирующих компаний необоснованно отказывать в доступе к товару, навязывать невыгодные условия, устанавливать монопольно высокие цены. Установление цен перепродажи товара (рекомендованных цен) также запрещено для игроков, если их доля на каком-либо рынке более 20 процентов.

Когда шли проверки ФАС, авторынок "лежал на боку", поясняет Михаил Федоренко. Многие отходили от кризиса, продажи были на низком уровне, и дилер для автопроизводителя был последней надеждой. Но ситуация изменилась, в этом году рынок начал расти и появились жалобы не только от граждан, но и от дилеров на то, что дистрибьюторы стали диктовать невыгодные условия, заключая дилерский договор всего на год. Это при том, что инвестиции в дилерский техцентр окупаются в течение 7 лет и более. "В здравом уме на таких условиях никто не подпишет соглашение. Очевидно, что представитель производителя навязывает дилеру такие условия", - говорит Михаил Федоренко. "Таким образом, нас интересует вся вертикаль отношений, от автопроизводителя и дилера до автовладельцев. Создать защищенные условия для граждан можно, только анализируя весь спектр проблем отношений", - поясняет он. Если автопроизводители воспримут рекомендации ФАС, на рынке откроются широкие возможности по техобслуживанию любых моделей иномарок не только уже действующими дилерами, но и новыми участниками, малыми компаниями.

Участники рынка встретили инициативу ФАС в штыки. Инвестировав в создание авторизованных техцентров миллионы долларов, никому не хочется терять гарантированную прибыль, половину которой приносят именно гарантийные автомобили.

Легковые авто