В ближайшее время Россия станет лидером мирового авторынка, считают отечественные и иностранные эксперты. Согласно исследованиям британских аналитиков Gartner, к 2014 году в России будет 56 миллионов транспортных средств, а уровень автомобилизации составит 400 машин на 1000 жителей. По их расчетам, иностранные производители, имеющие свои заводы в России, уже буквально в 2011 году удвоят производство. Если в прошлом году было собрано 340 тысяч иномарок, то в этом году будет 660 тысяч, в 2012 году (не будем заглядывать пока дальше) объем производства только на зарубежных заводах в России превысит миллион автомобилей. И это не считая АвтоВАЗа, ГАЗа. На фоне падающих продаж в Европе, к примеру, в Испании или Ирландии, перспективы России весьма радужны. Единственным конкурентом российскому автопрому эксперты считают китайского автопроизводителя.
Однако отечественная автомобильная промышленность может прийти в упадок, если государство вступит во Всемирную торговую организацию (ВТО). К такому выводу пришли некоторые эксперты, ознакомившись с планами развития страны на ближайшие три года.
Документ "Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов" подготовили в Министерстве экономического развития РФ. Правительство страны его одобрило. Один из пунктов документа посвящен развитию отечественного автопрома. В частности, сказано, что перспективы есть и довольно-таки неплохие, но при условии, что Россия не вступит в ВТО. В противном случае судьба нашей автомобильной промышленности окажется под угрозой гибели.
"Вступление в ВТО повлечет за собой отмену заградительных пошлин, - говорит генеральный директор SKODA Петр Янеба. - Сейчас в целях поддержки отечественного производителя действуют заградительные таможенные пошлины. Но члены ВТО уже сейчас на стадии переговоров требуют их отмены. А это, в свою очередь, вызовет приток в страну сотен тысяч иномарок. Безусловно, при обилии автомобилей по доступным ценам российский потребитель будет выбирать авто импортного производства. Таким образом, российский автопром окажется за бортом".
Напомним, что переговоры о вступлении России в ВТО ведутся с середины 90-х годов. Предполагается, что Россия должна присоединиться к этой организации в составе Таможенного союза с Беларусью и Казахстаном. По прогнозам, в худшем случае темпы производственного роста в сфере легковых автомобилей в 2014-м сократятся сразу на 58% в сравнении с показателями 2010-го. Производство грузовиков же и вовсе может упасть на 98%, то есть практически прекратится.
"Если Россия когда-нибудь и вступит в ВТО (что-то уже создается впечатление, что это никогда не случится), у российского автомобилестроения, конечно, должны возникнуть большие проблемы. И это логично, - считает директор по исследованиям маркетингового агентства ABARUS Market Research Вера Никольская. - Но дело в том, что внутренняя система правил ВТО не предполагает сколько-нибудь существенных наказаний за нарушение тех или иных пунктов этого договора. Обычно государства в обход договоренностей ВТО (таможенного законодательства, других нормативных актов) используют другие инструменты для сдерживания иностранных конкурентов. Это могут быть различные протекционистские меры, внутренняя поддержка своих производителей и другие административные ресурсы. Наш автопром (в частности, АвтоВАЗ) благодаря государству благополучно вышел в прибыль даже в период мирового кризиса. Так что никакая ВТО ему точно не страшна".
Однако даже при самом благоприятном сценарии автопрому ничего не светит, считают в минэкономразвития. Во-первых, прогнозируется, что через три года рост реальных доходов населения снизится до 113% по отношению к 2011 году. Во-вторых, будет сокращен объем закупок отечественных авто для чиновничьих нужд.
"Я думаю, что главный враг нашему, именно российскому, автопрому - это не ВТО. И уж тем более не контроль за госзакупками - это-то уж тут совсем ни при чем: где вы видели чиновника, который бы покупал российский автомобиль или даже иномарку российской сборки? Главная закавыка в иностранцах, которые покупают наши заводы. Вот сейчас на площадках АвтоВАЗа производят "Рено", "Ниссаны" и "Лады". Но это ведь недолго будет продолжаться, - рассуждает аналитик Алексей Загорельский. - Пройдет еще немного времени, и АвтоВАЗ станет полностью подконтрольным альянсу "Рено-Ниссан". И тогда "Лады" производиться уже не будут. Ведь уже есть первая ласточка - продажа ИжАвто АвтоВАЗу. АвтоВАЗ ведь покупает его не потому, что ему мощностей не хватает, а потому, что альянс "Рено-Ниссан" на эти площади нацелился. И будут скоро в Ижевске выпускать сплошные "Рено" и "Ниссаны". Мне трудно сказать, плохо это или хорошо. Но когда все это произойдет, будет обидно, что в наше родное производство вбухано столько денег из бюджета, из наших налогов - и все ради чего? Чтобы в конце концов продать этот завод иностранцам?"
Между тем АвтоВАЗ продолжает сообщать о своих планах на ближайшую пятилетку. Так, уже к декабрю в дилерских центрах начнут продавать новую "Гранту". Помимо "народного автомобиля" Волжский завод планирует производить и другие модели. В частности, на днях компания сообщила о разработке автомобилей с альтернативными энергоустановками.
"Нужна сильная компонентная база в России, законодательные инициативы, стимулирующие потребителей к покупке "гибридов" и электромобилей (налоговые льготы, скидки при покупке и т.д.), - считает вице-президент по техническому развитию ОАО "АвтоВАЗ" Евгений Шмелев. - Особенно остро стоит вопрос развития инфраструктуры для такого вида транспорта. АвтоВАЗ сегодня ведет работы в области "гибридов" и электромобилей. Сегодняшние наши разработки создаются с целью накопления технической базы, а также возможности проведения реальных испытаний таких машин в условиях нашей страны".
К слову, сейчас на Волжском автозаводе проводится цикл испытаний автомобиля LADA Priora CNG. Основным топливом для этой модели выступает сжатый природный газ (метан), а бензин используется как резервное горючее. Кроме того, АвтоВАЗ создал несколько модификаций LADA Antel на топливных элементах.