Вчера Госдума приняла в первом чтении законопроект, который добавляет в права новые подкатегории.
К категории "В" относятся легковые автомобили с разрешенной максимальной массой не более 3,5 тонны и с общим количеством пассажирских мест не более 8. В этом же разделе будут автомобили с прицепом с разрешенной массой не более 750 кг, а также машины с прицепом более 750 кг, но не превышающей массы автомобиля без нагрузки и общей массой до 3,5 тонны.
К подкатегории "В1" отнесут трициклы и квадрициклы. Обладатели прав категории "А", как и сейчас, смогут управлять мотоциклами. При этом создается подкатегория "А1" - это легкие мотоциклы с рабочим объемом двигателя не более 125 кубических сантиметров и максимальной мощностью до 15 л.с. Причем "А1" будет выдаваться с 16 лет.
Вводятся и новые категории "Тm" (трамваи) и "Tb" (троллейбусы). Разработчики проекта отмечают, что новации позволят дифференцировать условия получения прав в зависимости от потенциальной опасности конкретных типов автомобилей и мотоциклов, обусловленной их техническими и эксплуатационными характеристиками. Для каждой из категорий будут разрабатываться отдельные программы по обучению.
Планируется также исключить ранее действовавшую норму, которая допускала самостоятельную подготовку будущих водителей, планирующих управлять транспортными средствами категорий "А" и "В".
Что касается отдельной категории прав для водителей, которые собираются ездить только на машинах с "автоматом", то в водительском удостоверении появится специальная отметка об этом. На "механику" им садиться будет нельзя, это приравнивается к управлению автомобилем без прав. Правда, конкретной санкции за это нарушение пока не прописано. А вот граждане, которые сдали экзамен на "ручке", беспрепятственно смогут управлять машиной с АКПП.
Этот же законопроект запрещает юрлицам и индивидуальным предпринимателям принимать на работу водителей, не имеющих российских водительских удостоверений или временного разрешения на право управления транспортными средствами соответствующих категорий и подкатегорий.
Нарушители будут наказываться штрафом в 20 тысяч рублей. Речь идет даже не о мопедах: именно эту категорию вдруг, перед утверждением законопроекта, выкинули. Расширяются категории "С", "D" и "Е". Впрочем добавляются нюансы к категориям "А" и "В".
В них теперь будут входить квадрициклы. Причем те, у кого есть категория "А", могут управлять квадрициклами с мотоциклетным управлением. Водители с открытой категорией "В" могут управлять квадрициклами с автомобильной системой управления. Это решение принято не просто так: аварии с квадрициклами становятся обыденным явлением. Другое дело - аварии с мопедами. Изначально предполагалось, что в этом же законопроекте будут утверждены и права на мопеды. Однако в конечном итоге этот пункт был исключен. Почему, пока непонятно.
Зато остались другие пункты. С принятием закона в автошколах будут учить водить не только машины с механической коробкой передач, но и на автомате. Правда, в этом случае водитель получит документ с соответствующей пометкой. То есть он не сможет управлять автомобилем с механической коробкой передач.
Документ разделяет возможность управления грузовым транспортом по тоннажу, и пассажирским - по количеству перевозимых пассажиров. Те, кто работает на маршрутках, не смогут работать на больших автобусах, если у них нет соответствующей категории.
С одной стороны, это защита нас как пассажиров, с другой стороны - защита бизнеса.