Павел Крашенинников, председатель Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству:
- Сейчас можно смело говорить о том, что создание Конституционного суда себя оправдало. Конечно, у него специфическая компетенция, он рассматривает акты на соответствие Конституции, но, в отличие от коллег в конституционных (уставных) судах в субъектах Федерации, не скатился в политику и не стал конкурировать с другими судами по поводу компетенции. Такой баланс удержать очень сложно, но КС это удалось. И наше конституционное правосудие выделяется, поскольку следить за тем, чтобы огромное количество актов в России соответствовало Конституции и реагировать на малейшие поползновения на Основной Закон - это, конечно, дорогого стоит и для государства, и для общества.
Любой закон касается прав человека, поэтому и любое решение КС тем или иным образом защищает их, будь то жилищные права, или избирательные, или социальные. Если говорить о тех решениях КС, которые защищали право собственности, то мне было ближе решение, которое касалось приватизации жилья (постановление от 11 апреля 2011 года, позволившее заявителям приватизировать комнату в общежитии. -Прим. "РГ"). Это решение, касающееся огромного количества граждан.
Бывает, что правительство не успевает внести законопроекты с изменениями, рекомендованными КС, и мы вносим даже раньше, чем правительство, но не потому, что это решение, принятое КС, а потому, что оно нужно гражданам. Ничего страшного в этом нет, ведь если отменяется конкретный акт, то это коснется неопределенно большого круга лиц, поэтому тут нужно оперативно реагировать. Тут есть над чем трудиться и правительству, и нам.
Алексей Александров, председатель комитета СовФеда по конституционному законодательству:
- Я глубоко убежден, что тот праздник, который мы сейчас отмечаем, это не только и не столько праздник КС, сколько большое событие для всей страны. Потому что Конституционный суд в значительной степени определяет государственно-правовую политику в РФ в сфере соблюдения конституционной законности в стране, его демократической правовой сути. Если не будет постоянного жесткого конституционного контроля за основными направлениями государственно-правового строительства, то мы рискуем уйти от основных демократических принципов развития нашего общества и забыть о правах человека.
КС действует по принципу "не навреди", он очень осторожен и, с моей точки зрения, не совершил ни одного шага, который могли бы ему поставить в упрек как превышение своих полномочий, которыми он обладает в соответствии с законом. Я положительно отнесся, например, к решению КС по смертной казни. Очень важно, что смертная казнь у нас не применяется, что есть альтернатива и мы можем еще подумать. Конечно, нужно больше внимания обращать на проблему предупреждения преступлений, но важно, что мы выступаем за законность, порядок, объективное правовое расследование и против самосуда.
Владимир Плигин, председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству:
- Конституционный суд выполняет важнейшую роль в рамках российского государственного устройства, проводя системный анализ федеральных законов, высказывает свое мнение по деликатным вопросам, касающимся конституций (уставов) субъектов РФ, поднимал проблемы договоров, существовавших ранее между органами власти РФ и органами госвласти субъектов РФ. То есть КС стал важнейшим институтом, который способствовал стабильному и поступательному развитию российской государственности. Российская государственность в 90-е годы развивалась иногда крайне сложно, если не сказать - противоречиво. В данной ситуации КС выполнял роль цементирующего института, который ставил проблему и брал на себя политическую ответственность.
Документы и решения, которые принимаются КС, отличаются уникальной выверенностью, если угодно - юридической красивостью, поэтому они служат образцом формирования юридической практики в РФ. Для меня, конечно, особенно интересны решения КС, которые касаются функционирования РФ как федеративного государства, например, в отношении глав субъектов РФ. Я также с огромным уважением отношусь к тем решениям, которые КС принимал по защите интересов, прав и свобод граждан.
Иван Мельников, вице-спикер Госдумы и первый зампред ЦК КПРФ:
- Конечно, Конституционный суд такой же заложник нынешней системы, как и все остальные органы власти, но небольшая доля самостоятельности там иногда проскакивает. К примеру, однажды они приняли весьма интересное решение по референдуму, дали понять, что связывать вопросы, выносимые на референдум, с бюджетными расходами, - фактически не правомерно. В то же время такие их решения - некий политес, в реальной политике к этому мнению власть не прислушалась.
Что касается "дела КПСС", то тогда был совсем другой по духу Конституционный суд, хотя председатель и сегодня тот же. Отличие простое: там шла юридическая полемика по существу, там была борьба аргументов без "звонков сверху". Коммунисты в той открытой борьбе победили антисоветчиков, был драматический процесс с историческим решением.