28.10.2011 00:41
Экономика

Минрегион создает координирующее ведомство по вопросам северных территорий

Эксперты-полярники готовят предложения по развитию Севера
Текст:  Татьяна Смольякова
Российская газета - Федеральный выпуск: №243 (5619)
Читать на сайте RG.RU

Минтранс реанимирует дирекцию по Северному морскому пути, а минрегион планирует создать координирующий орган по вопросам северных территорий. Об этом заявил вчера в Салехарде замминистра регионального развития Александр Викторов на Международном форуме, посвященном правовым аспектам сохранения и устойчивого развития Арктики.

По итогам форума будут выработаны предложения по дальнейшему развитию законодательства "Об Арктической зоне", а также по подготовке новых международных документов.

По словам Антона Васильева, посла по особым поручениям, представителя России в Арктическом Совете, благодаря хорошему взаимодействию приполярных стран, ситуация в арктическом регионе стабильна и предсказуема. Он напомнил, что недавно подписан российско-норвежский договор, которого ждали сорок лет, - о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и в Северном Ледовитом океане. Договор важен не только для двух стран, но и для делового климата во всем арктическом регионе. А климат этот меняется просто на глазах, поэтому страны всерьез должны подумать о сохранении баланса экономики и экологии.

В последние месяцы международный диалог по Арктике вступил в активную фазу. Свои интересы здесь находят не только прибрежные страны. Кстати, сейчас в Арктическом Совете рассматривается возможность присутствия в нем государств, находящихся далеко от Арктики. В частности, Евросоюза. У экспертов это вызывает противоречивые чувства. Кто-то считает, что это недопустимо, что это "покушение" на законные права прибрежных стран на шельф. Кто-то утверждает, что Арктический Совет и сама Арктика только выиграют от присутствия новых членов. Но пока речь идет о Евросоюзе только как о наблюдателе.

Без возрождения Севморпути невозможно вести добычу на арктическом шельфе

Прорывным событием эксперты считают решение российского правительства восстановить Северный Морской Путь. Недавно председателем правительства были озвучены конкретные планы развития портов, восстановление инфраструктуры и Севморпути. Кстати, минувшим летом был опробован старый новый путь - сжиженный газ доставлен морем с Ямала в Мурманск. Опыт показал, что этот путь экономит от 8 до 12 дней. По мнению главы Ямало-Ненецкого АО Дмитрия Кобылкина, без возрождения Севморпути невозможно вести на шельфе добычу углеводородов.

Между тем на арктическом шельфе уже начались буровые работы, и в полный рост встает вопрос об окончательном законодательном оформлении всех взаимоотношений, с этим связанных. Как сообщил на форуме замминистра регионального развития Александр Викторов, в настоящее время заканчивается работа над стратегией социально-экономического развития Арктической зоны. В ближайшее время она будет представлена правительству. Но это документ рамочный. Детали будут оговариваться в других конкретных законах, самым важным из которых должен стать закон "Об Арктической зоне". Как оказалось, вопрос этот очень непростой - где должна проходить южная граница? Предстоит также сформулировать принципы управления зоной и экономического освоения территории.

По мнению Александра Викторова, необходимо также упростить пересечение госграницы для освоения шельфа. А самое главное - при бурном экономическом развитии приполярных территорий нельзя допустить ущемления интересов коренных народов. Поэтому минрегион разработал несколько новых законопроектов. В частности, о традиционном рыболовстве, о создании и функционировании общин. Для подготовки предложений и их реализации минрегион считает необходимым создать при министерстве некий координирующий межведомственный орган. Северяне очень живо отреагировали на эту идею. И предложили создать в министерстве специальный отдел по Арктике.

Экономика Салехард Минэкономразвития Минтранс Урал и Западная Сибирь