На минувшей неделе произошло событие, которое нельзя было бы не отметить и не оценить. И это - не реинкарнация здания Большого театра с гала-концертом по сему случаю. Это завершение очередного сезона "Глухаря" и расставание с его главным героем майором Сергеем Глухаревым. Как поется в какой-то песне: "Расставание - маленькая смерть".
Скоро сказка сказывается...
Он впервые объявился в эфире три года назад и довольно быстро подкупил отечественную аудиторию. Доля на протяжении трех сезонов колебалась где-то на отметке 30%, а рейтинг - 10%.
Не сразу стало понятно, отчего и почему? Можно ли объяснить его успех вниманием к бытовым условиям повседневной милицейской службы?.. Так ведь насмотрелись мы этого в сериале "Улицы разбитых фонарей". Что-то можно было почерпнуть и в "Тайнах следствия". Что-то - в других криминальных сериалах...
Тогда острыми детективными сюжетами?.. Тоже - нет. Уголовные коллизии, что выпадают на долю милиционера Глухарева, - все мелкие: там - квартирный грабеж, тут - злостное хулиганство, еще - склоки по мелким, житейским поводам. Герои работают не в убойном отделе; убийцы и трупы не по их ведомству. Друг Сереги - Дэн. У него вообще другой профиль. Он сотрудник ППС - гаишник. Его дело махать полосатой палкой и штрафовать водителей за превышение скорости и по другим более или менее значительным нарушениям.
Ну, тогда, может, все дело в самом герое и его характере? Пожалуй, что теплее. Действительно до Глухаря Максима Аверина такого мента в нашем кино еще не доводилось видеть.
Он весел, храбр, обаятелен, с чувством юмора и справедливости. И только местами обнаруживает жесткость, срывающуюся впоследствии в жестокость. Переходы от одного умонастроения к противоположному - у него мгновенны. Он выражениями на своем лице манипулирует с той легкостью, с какой обыкновенно фокусник-иллюзионист орудует со своими предметами.
Словом, перед нами мент-лицедей - талантливый, художественно убедительный. Чужие беды разводит руками. Но, в конце концов, сам попадает в такую беду, из которой не видно выхода.
Не он один. В нее попала вся милиция.
Собственно, трудно вспомнить фильм или сериал, который бы так последовательно исследовал коррупционные механизмы нашей правоохранительной системы и столь наглядно их представил.
Поначалу Серега кажется таким Робин Гудом на государственной службе. Законы законами, а справедливость - нечто из области морали. Получается, законность - отдельно, справедливость - отдельно.
Образовавшаяся расселина и есть бездна, в которой пропадают хорошие люди вместе со своими идеалами и романтическими представлениями об общественно-полезной деятельности. Они тщетно надеялись победить преступный беспредел посредством милицейского беспредела.
Коррупционная язва в милиции становится доминирующей темой второго "Глухаря". На службу заступает новый герой - мент Карпов, который не во имя справедливости, а корысти ради предает Закон - он крышует бандитов.
И сам Глухарев постепенно теряет обаяние. Закон, хорош он или плох, не тот предмет, которому можно постоянно изменять без ущерба для себя.
Петля разлада между законностью и справедливостью закручивается все туже.
Предыдущий сезон "Глухаря" закончился на самом интересном месте. Стало вдруг понятно, что все, с чем имел дело его герой, только - присказка. Сказка-то впереди.
Так оно и вышло в новом сезоне. "Сказка" о хорошем менте скверно кончилась. Сначала на Серегу навалилась депрессия, из которой он пытался выбраться с помощью алкоголя и даже - наркотиков. А затем его служба так достала, что он решил с ней покончить. Жизнь подсказала решение: он записал видео с саморазоблачением и, надравшись в очередной раз, выложил его в Интернет. Скандал был, но его не уволили. Тогда он сам уволился.
Плохой мент Карпов кончил еще хуже: надравшись, он разрядил несколько обойм в прохожих. То есть повторил "подвиг" майора Евсюкова.
Максим Аверин ушел из сериала с улыбкой Мазины. Но сам сериал, как я понял, будет продолжен уже с новым названием - "Пятницкий". Уже и анонсы бегут в эфире НТВ. Сериал, как я смею предположить, поведает не о милиции, а о полиции и о подвигах тех милиционеров, что прошли переаттестацию.
Короткая жизнь
Не все проекты, стартовавшие в начале этого сезона, прошли переаттестацию у телезрителей. В частности, "Нона, давай!". Нона Гришаева не смогла "дать" рейтинг. "Специальное задание" - милитаризованное развлечение Первого канала, продержавшись пару выпусков в вечернем прайме выходного дня, окончательно не было демобилизовано. У него нашлась могучая протекция со стороны министерства обороны. Оно оказалось откомандированным в тыл. То бишь сослано в дневной эфир. Участь сериала "Пончик Люся" и того печальнее: из-за низкого рейтинга он был вообще уволен без выходного пособия, чуть ли не после третьей серии.
Видимо, не прошли переаттестацию и политологи Максим Шевченко и Алексей Пушков.
В какой-то мере отсутствие обоих политологов в своих авторских шоу оказалось компенсировано их присутствием в телевизионном таблоиде "Пусть говорят", где они вместе с любимыми женщинами покойного Каддафи рассказывали нам, каким он парнем был.
Кургинян с Жириновским в "Историческом процессе" рассказывали, какими плохими парнями оказались Хрущев и Гайдар. Им не мешал господин Геращенко. Но возразили господа Сванидзе, Авен и Чубайс.
Возможно, самой скандальной программой на этот раз стала "НТВшники".
НТВшники против интеллигенции
Скорее всего, передача не планировалась как антиинтеллигентская акция. Просто так получилось.
Инициаторы программы решили столкнуть тех, кто по праву является интеллигентными людьми - Мариэтту Чудакову, Андрея Смирнова, Алексея Учителя, отца Кураева, с теми, кто интеллигенцию как прослойку презирает - Алексей Митрофанов, Александр Невзоров.
Последний обозвал интеллигентов прыщами.
Кинорежиссер Андрей Смирнов среагировал на провокационные речи Невзорова и нотацию, которую ему прочел журналист Красовский, и покинул студию. Этому так возрадовались НТВшники, что трижды показали уход режиссера. У телезрителя поневоле создалось впечатление, что Смирнов покидал шоу, а потом возвращался, снова чего-то говорил и снова уходил... И так несколько раз. Вот какой смешной интеллигент этот автор "Белорусского вокзала". Это называется подлой подставой.
К слову
Пользуясь давним знакомством со Смирновым, позвонил ему после передачи. Он, в частности, сообщил, что вечером после записи шоу ему позвонил Невзоров и попросил прощения - он не знал, что "Белорусский вокзал" снял Смирнов. "Что это меняет в нашей дискуссии?" - "Ничего".